Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев
Петровские преобразования оказали влияние на просвещение и образование. В Москве и Санкт-Петербурге были открыты школа математических и навигацких наук (1701 г.), артиллерийская (1701 г.), инженерная (1712 г.) школы; на Урале — несколько горных школ. В Петербурге основана Морская академия. Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся.
Идеологом русского просвещения второй четверти XVIII в. был В. Н. Татищев (1686-1750 гг.) — историк и географ, написавший первый обобщающий труд по отечественной истории — пятитомную «Историю Российскую».
М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) 19-летним юношей отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. был направлен в Петербургский академический университет и в том же году командирован в Германию. Вернулся на родину в 1741 г. А уже в 1745 г. М. В. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый занимался изысканиями в области математики, физики, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории. В 1755 г. основал Московский университет. План организации университета, составленный М. В. Ломоносовым, предусматривал преподавание на русском, а не на латинском языке, а также предоставлял возможность учиться представителям непривилегированных сословий.
За М. В. Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин — основоположник русской минералогической школы. С. П. Крашенинников составил «Описание земли Камчатки», И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»). В области истории работал выдающийся ученый М. М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»).
Развитие науки стимулировалось практическими потребностями государства. Участники экспедиций в разные концы страны составили карты Балтийского и Каспийского морей, Дона, Камчатки и т. д. И. К. Кириллов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.).
Н. И. Лобачевский (1792-1856 гг.) — математик, преподаватель, ректор Казанского университета. В 1807 г. он поступил в университет Казани. В 1814 г. занял должность адъюнкта, а позже — профессора. Преподавал математику, астрономию, физику. В 1819 г. стал деканом физико-математического факультета, а в 1827-1846 гг. — ректором Казанского университета. Развивал математическую теорию и неевклидову геометрию. В алгебре Н. И. Лобачевским был разработан способ приближенного решения уравнений. Он же сформулировал несколько теорем в математическом анализе.
Реформа 1861 г. дала толчок развитию образования в России, увеличилось количество сельских и городских школ, открывались воскресные школы для взрослых. К концу XIX в. грамотным было около четверти населения России.
Основой среднего образования была классическая гимназия с углубленным изучением иностранных языков и гуманитарных дисциплин. Выпускники гимназий поступали в университеты. Наряду с гимназиями существовали реальные училища, в которых в большем объеме преподавались физика, химия и точные дисциплины.
Отмена крепостного права стимулировала развитие отечественной науки. Большие успехи были достигнуты в области математики и физики: П. Л. Чебышев (1821-1824 гг.) — основоположник петербургской математической школы; открытия А. М. Ляпунова (1857-1918 гг.) дали толчок развитию важнейших направлений математики; А. Г. Столетов (1839-1896 гг.) исследовал фотоэлектрические явления; П. Н. Яблочков (1847-1894 гг.) первым осуществил трансформацию переменного тока; А. Н. Лодыгин (1847-1874 гг.) изобрел более совершенную лампу накаливания.
Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым (1859-1905 гг.). В 60-70-е гг. XIX в. А. М. Бутлеров (1828-1886 гг.) разработал теорию химического строения. Во второй половине XIX в. совершил свои открытия великий химик Д. И. Менделеев (1834-1907 гг.). Величайшей заслугой Д. И. Менделеева было открытие периодического закона химических элементов. На его основании Д. И. Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Биолог В. В. Докучаев (1846-1903 гг.) исследовал процесс происхождения почв. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухами.
Основоположником отечественной физиологической школы был И. М. Сеченов (1829-1905 гг.). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».
И. И. Мечников (1845-1916 гг.) работал в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. по приглашению французского ученого Луи Пастера И. И. Мечников переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института.
В 1851-1880 гг. профессором Московского университета С. М. Соловьевым (1820-1879 гг.) была издана «История России с древнейших времен».
Географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914 гг.) совершил ряд путешествий в горы Средней Азии и на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он начал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций. П. А. Кропоткин (1842-1921 гг.) в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. Н. М. Пржевальский (1839-1888 гг.) совершил экспедиции по Уссурийскому краю, Центральной Азии, исследовал пустыни и горы Монголии и Западного Китая. Н. М. Пржевальский открыл горные хребты, окаймляющие Тибет с севера (один из них носит его имя). Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) совершил путешествия на Канарские острова, в Северную Африку, посетил ряд островов Тихого океана, 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи.
В области естественных наук мировое значение имели труды В. И. Вернадского (1863-1945 гг.), основателя геохимии и радиогеологии. И. П. Павлов (1849-1936 гг.) занимался физиологией кровообращения, пищеварения и мозга. И. В. Мичурин (1855-1935 гг.) обосновал возможность видоизменения растительного мира. К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.) разработал теорию движения ракет и реактивных аппаратов. Н. Е. Жуковский (1847-1921 гг.) построил первую в России аэродинамическую трубу.
Начало XX в. было «звездным часом» русской философии. В своих трудах философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк стремились ответить на вопросы о путях развития России, ее цивилизационных особенностях.