Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский
С принятием христианства возникла церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в русском обществе. Во главе русской церкви был митрополит. Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым (верховным, руководящим) духовенством появилось и черное — монахи, обживающие пустыни и монастыри. Возникло монастырское землевладение.
С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами в созданную ими систему управления. По ханским ярлыкам церковь обладала привилегиями и льготами. Она поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность хану Золотой Орды. Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления.
Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), с именем которого традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Алексей (1354-1378 гг.) неофициально возглавил правительство Москвы. Соединение в его руках светской и духовной власти способствовало объединению русских земель вокруг Москвы.
В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря. В его обители был утвержден устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности. Аскет, человек твердых религиозных убеждений, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля, который служил живым укором жадному и продажному высшему духовенству. Авторитет Сергия Радонежского способствовал подъему национального духа в период свержения монголо-татарского ига. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько монастырей (Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский на Клязьме), во всех этих обителях он поставил настоятелями своих учеников. Согласно жизнеописанию, Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей, которые приходили к нему из разных городов.
В середине ХV в. Московская митрополия стала автокефальной (самостоятельной), освободившись от влияния константинопольского патриарха. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона (1390- 1461 гг.). Митрополичья кафедра приобретала национальное значение. Следствием этого была возросшая зависимость митрополита от великокняжеской светской власти.