Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры

Характерными чертами русской культуры XVIII в. являлись стремление к светскости, готовность к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.

Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами. В Голландию, Англию, Францию, Италию отправлялись русские для обучения кораблестроению, живописи, архитектуре, медицине и т. д. При Петре за границу было отправлено свыше 1000 волонтеров.

В 1702 г. в России начала издаваться первая печатная газета «Ведомости». С 1708 г. книги гражданского содержания стали печататься новым шрифтом, более упрощенным, чем церковнославянский, который использовался теперь только в церковных книгах. Вместо римских вошли в употребление арабские цифры.

А. Д. Кантемир (1708-1744 гг.) в 1740 г. перевел с французского и издал книгу академика Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», популяризирующую гелиоцентрическое учение Коперника. В. К. Тредиаковский (1703- 1768 гг.) перевел роман французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров Любви» — первого российского печатного художественного произведения на светскую тему.

В 1702 г. по велению Петра I в России был создан публичный (общедоступный) театр, рассчитанный на массовую публику. В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Ведущим музыкальным жанром была опера.

В XVIII в. в России появился западноевропейский тип скульптуры. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле. Школу Н. Жилле прошли ведущие русские скульпторы второй половины XVIII в.: Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, Ф. И. Шубин и др. Художником одного из самых выдающихся творений, созданных для России, был французский скульптор Э. Фальконе (1716-1791 гг.). В России им создана всего одна работа — «Медный всадник», однако именно она принесла ему славу великого мастера. Закончив работу, скульптор вернулся в Париж.

В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж. В его основу легло собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II.

Высшие круги русского общества были хорошо знакомы с популярной в ХVIII в. теорией «просвещенного абсолютизма» английского философа Томаса Гоббса (1588-1679 гг.). Позже она была дополнена идеями французских просветителей: Вольтера (1694-1778 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.), Клода Гельвеция (1715-1771 гг.) и др. Последователи этой теории считали, что государственная власть не только дает правителям неограниченные права, но и налагает на них обязанность заботиться о благосостоянии народа. Русским просвещенным монархом стала императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, которые, однако, не затронули основ феодально-абсолютистского строя.

История европейской культуры XVIII в. характеризуется как эпоха Просвещения, когда на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Носителем идей европейского Просвещения в России было образованное дворянство. Наибольшей популярностью пользовались труды Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык. Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина II. Она не только читала произведения французских просветителей, но и оживленно переписывалась с Вольтером и Дидро. Вольтер называл ее «великая Семирамида Севера».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.