Литература и искусство

ХVIII в. был периодом зарождения и развития русской национальной литературы. Основоположником русской поэзии был В. К. Тредиаковский (1703- 1768 гг.), который сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Основоположником русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777 гг.) — поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор театра в Петербурге. Он творил в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Основным жанром творчества Г. Р. Державина (1743-1816 гг.) была ода. В известной оде «Фелица» показан образ идеального монарха. Русские нравы и обычаи нашли свое отражение в социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1745-1792 гг.). Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.) — был основоположником русского сентиментализма (повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Основное сочинение Н. М. Карамзина — «История Государства Российского» (в 12 томах).

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Отечественная война 1812 г. и пробужденный ею подъем национального самосознания породили такое литературное течение, как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852 гг.).

Жемчужиной русской культуры первой половины XIX в. было творчество А. С. Пушкина (1799-1837 гг.), написавшего более трехсот стихотворений, роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворные сказки («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), драматические («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), прозаические («Дубровский», «Повести Белкина»), исторические («Арап Петра Великого», «История пугачевского бунта») и другие произведения.

В 30-е годы XIX в. расцвел талант М. Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.) — «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Вадим» и др. С творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Н. В. Гоголь (1809-1852 гг.) («Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель» и др.) в своем творчестве сочетал романтизм и реализм.

Вторая половина XIX в. отмечена творчеством писателей-реалистов: Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»; М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889 гг.) — «Господа Головлевы», «Сказки»; Н. А. Некрасова (1821-1877 гг.) — «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»; И. С. Тургенева (1818-1883 гг.) — «Накануне», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Рудин»; И. А. Гончарова (1812- 1891 гг.) — «Обрыв», «Обломов».

Основным художественным направлением второй половины ХIХ в. был критический реализм, для которого был характерен анализ жизненных обстоятельств героев и критическое отношение к существующей действительности.

Вершиной русской литературы XIX в. было творчество Л. Н. Толстого (1828- 1910 гг.). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). К этому же периоду относится творчество А. П. Чехова (1860-1904 гг.).

В конце XIX — начале ХХ в. расцвел талант выдающихся русских писателей: А. М. Горького (1868-1936 гг.) — «На дне», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»; И. А. Бунина (1870-1953 гг.) — «Деревня», «Суходол»; А. И. Куприна (1870-1938 гг.) — «Поединок», «Олеся»; В. В. Вересаева (1867-1945 гг.) — «Записки врача» и др.

Конец XIX — начало ХХ в. в истории русской культуры называют Серебряным веком, для которого характерно появление новых направлений в литературе и искусстве: модернизма, символизма, акмеизма, футуризма и др. Представителями этих направлений были писатель Д. С. Мережковский (1865-1941 гг.), поэты Ф. К. Сологуб (1863-1927 гг.), В. Я. Брюсов (1873-1924 гг.), К. Д. Бальмонт (1867-1942 гг.), А. А. Блок (1880-1921 гг.), А. А. Ахматова (1889-1966 гг.) и др.

Наибольшее развитие в изобразительном искусстве середины XVIII в. получил портрет. Крупнейшими портретистами того времени были И. Н. Никитин (ок. 1690-1742 гг.), Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.) Во второй половине XVIII — начале Х²Х вв. получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенко (1737-1773 гг.) — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И. Угрюмов (1764- 1823 гг.) — «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» и др.

В середине ХIХ в. в русском изобразительном искусстве преобладал социально-бытовой жанр, который с наибольшей полнотой отражен в творчестве В. Г. Перова (1833-1882 гг.) — «Сельский крестный ход на Пасху», «Тройка» и др.).

В 1871 г. по инициативе художника И. Н. Крамского (1837-1887 гг.) было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Работая в разных жанрах, художники-передвижники внесли в каждый из них новые важные моменты: Н. А. Ярошенко (1846-1898 гг.) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»; А. К. Саврасов (1830-1897 гг.) — «Грачи прилетели»; И. Н. Крамской (1837-1887 гг.) — портреты литераторов И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Художником русской природы был И. И. Шишкин (1832-1898 гг.). Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве И. И. Левитана (1860-1900 гг.). Яркую страницу русского изобразительного искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930 гг.) — «Бурлаки на Волге», портрет М. П. Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван»

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике: Н. Н. Ге (1831-1894 гг.) — «Петр I допрашивает царевича Алексея»; В. И. Суриков (1848-1916 гг.) — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Многие картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, В. А. Серова и других передвижников попали в собрание П. М. Третьякова (1832- 1898 гг.) — представителя старинного московского купеческого рода. В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. связано с именем драматурга А. Н. Островского (1823-1886 гг.) — «Гроза», «Не в свои сани не садись» и др. Наиболее выдающимися актерами ХIХ в. были М. С. Щепкин (1788- 1863 гг.), П. М. Садовский (1818-1872 гг.), П. А. Стрепетова (1850-1903 гг.), М. Н. Ермолова (1853-1928 гг.).

В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский (1863-1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858-1943).

Во второй половине XIX в. значительную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое содружество российских композиторов «Могучая кучка», в которую вошли М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Члены «Могучей кучки» способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893) — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.

Экономический подъем начала ХХ в. оказал влияние на культурное развитие страны. Классическая русская культура, сформировавшаяся в XIX в., переживала кризис. Начался поиск новых эстетических идеалов, художественных принципов, форм и методов. Одной из важнейших черт развития культуры начала ХХ в. было убеждение в свободе творчества и творческой индивидуальности. Свободный подход к религии, науке, искусству объединил между собой поэзию, музыку, изобразительное искусство, театр, балет и кинематограф.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.