Реформы 1860-1870-х гг.

Император Александр II (Освободитель) (1855-1881) вступил на престол, когда политическое и военное положение России было катастрофическим.

Заключив Парижский мир, Александр II основное внимание обратил на решение внутриполитических задач. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. Особое внимание было обращено на решение крестьянского вопроса.

Причины отмены крепостного права

  1. Поражение в Крымской войне обнаружило кризис системы самодержавно‑крепостнической власти и хозяйства и экономическую исчерпанность ее дальнейшего развития, подорвало международный престиж России.

Проявления кризиса:

— крестьянские повинности достигли наивысшего предела;

— кризис дворянства как сословия (3,5 % дворян были беспоместными, 45,9 % дворян имели не более 20 душ крепостных);

— сокращение экспорта русского хлеба за границу.

  1. Социальная напряженность в стране и рост крестьянских выступлений за отмену крепостного права.
  2. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны.
  3. Общественное осознание необходимости реформ в стране. Крепостное право выглядело безнравственно, поэтому для мирового признания развития России требовалась его отмена.
  4. В период царствования Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: был накоплен необходимый материал.

Александр II понимал: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу».

Подготовка крестьянской реформы

1) 3 января 1857 г. — создание Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под личным председательством императора. В состав комитета входили граф С. С. Ланской, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В. А. Долгоруков, министр государственных имуществ Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я. И. Ростовцев.

2) Ноябрь 1857 г. — рескрипт Александра II виленскому генерал‑губернатору В. И. Назимову, в котором распорядился создать в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях официальные комитеты по подготовке предложений об организации крестьянского быта.

3) Декабрь 1857 г. — рескрипт Александра II генерал‑губернатору П. И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов по подготовке проектов крестьянской реформы.

4) 8 января 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.

5) 4 марта 1858 г. — образование в составе Министерства внутренних дел Земского отдела для предварительного рассмотрения проектов, поступавших из губерний, которые затем передавались в Главный комитет. Председателем Земского отдела назначили заместителя министра внутренних дел А. И. Левшина, затем — Н. А. Милютина.

6) Февраль 1859 г. — образованы две редакционные комиссии, председателем которых император назначил главного начальника военно‑учебных заведений Я. И. Ростовцева, сочувственно относившегося к делу освобождения крестьян. Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин.

7) 10 октября I860 г. — закрытие редакционных комиссий, возобновление деятельности Главного комитета под руководством великого князя Константина Николаевича. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.

8) 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.

9) 5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

  1. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами.
  2. К личной свободе крестьянин получал земельный надел. Его величина устанавливалась с учетом местности и была неодинаковой в разных районах России. «Лишняя» часть отрезалась в пользу помещика.
  3. Надел давался крестьянину за выкуп. Свой долг государству крестьянин должен был вернуть в течение 49 лет. До выкупа земли у помещика крестьянин считался «временнообязанным», платил помещику оброк и отрабатывал барщину. Взаимоотношения между помещиком и крестьянином регулировались «Уставной грамотой».
  4. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества — общины. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян‑помещиков. Введение этих «Уставных грамот» было основным занятием мировых посредников.

Реформа имела противоречивый, двойственный характер.

Результаты реформы

  1. Быстрый рост аграрного производства, увеличение емкости внутреннего рынка, возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции.
  2. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства.
  3. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения.
  4. Страна по‑прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.
  5. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда.
  6. Неравномерность развития капитализма, тесное переплетение старых и новых форм социальной структуры.

Значение реформы

Реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством, причем интересы помещиков были максимально учтены. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Самые значительные из них — восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии.

Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.

Либеральные (буржуазные) реформы 1860-1870‑х гг.

  1. Отмена телесных наказаний

Освобождение крестьян привело к уничтожению телесных наказаний за уголовные преступления (указ 17 апреля 1863). Главными деятелями в проведении нового закона были князь Н. А. Орлов, великий князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер‑прокурор московских департаментов сената Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Новый закон отменил шпицрутены, плети, кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги.

  1. Земская реформа

«Положением о земских учреждениях» (1864) определялись основные принципы системы местного управления:

— отделение земств от административной власти;

— всесословное выборное земское представительство;

— хозяйственно‑финансовая самостоятельность земств.

Полномочия земств — решение вопросов хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием и др.

  1. Городская реформа

Городская реформа («Городовое положение», 1870) аналогична реформе земской: создавала самоуправление населению городов с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) — земской управе. Правительство оставило за собой лишь право надзора.

Создавая всесословное управление, новый закон сближал отдельные классы городского населения и прежней сословной розни противополагал общие интересы.

  1. Судебная реформа (1864)

Основные особенности нового суда:

— судебная власть была отделена от административной и законодательной;

— в уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора);

— суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего следить за ходом дела;

— введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор и институт присяжных поверенных. Была создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах;

— введение в судопроизводство присяжных заседателей, судьи лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных;

— для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось особыми судебными органами — судебными следователями. Должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь Сенатом;

— для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей). Мировой судья становился своего рода третейским судьей, что сделало сам суд близким и доступным для населения.

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

  1. Мировой суд (для всех сословий, кроме крестьян) и волостной суд (для крестьян).
  2. Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.
  3. Окружной суд (один на губернию); он состоял из двух отделений: уголовного и гражданского.
  4. Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

Венцом судебных учреждений являлся Сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

  1. Военная реформа (1861-1874)

Главная роль в выработке нового закона и проведении его в жизнь принадлежит военному министру Д. А. Милютину.

Основные направления военной реформы:

— отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874);

— сокращение численности русской армии;

— расширение сети военно‑учебных заведений для подготовки офицерского состава (1863-1864): педагогические курсы и учительская военная семинария готовили преподавателей; пять академий (Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно‑медицинская и Военно‑юридическая) готовили офицеров с высшим образованием, а военные училища (Артиллерийское, Инженерное, Военно‑топографическое, Павловское, Константиновское, Александровское) давали знания по специальным отраслям военного искусства;

— введение новых воинских уставов;

— учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления.

  1. В области народного образования

1858 г. — при университетах открыты педагогические курсы для подготовки преподавателей средних и низших учебных заведений.

1860 г. — открыты воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса.

С 1858 г. — открыты женские гимназии для всех сословий; начало высшему образованию женщин (Женские врачебные курсы, 1872; Педагогические женские курсы, преобразованные в Женский педагогический институт; Бестужевские курсы и др.).

Новый университетский устав (1863, 18 июня) даровал профессорской коллегии самоуправление: ей передано было заведование университетом, хозяйственные дела, суд над проступками студентов, право самостоятельно выбирать преподавателей для заполнения пустующих кафедр (за министерством оставлено право лишь утверждать или отказать в признании); увеличено число кафедр и бюджет университетов (реформа министра Головнина). Университетская реформа способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации.

1864 г. — создано два типа гимназий: классические и реальные (общеобразовательные). В основу первых было положено знание гуманитарных наук, результаты творческой мысли человека; в основу других — науки естественные, ознакомление с внешним миром — природой во всех ее разнообразных проявлениях.

Издание «Положения о начальных народных училищах» (1864) ликвидировало государственно‑церковную монополию на образование, учебные заведения было разрешено открывать земствам, общественным организациям и частным лицам.

  1. Реформа печати (1865)

Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и «толстых» журналов и сохранила ее для малой периодики. Это был толчок для широкого развития либеральной печати.

  1. Единство кассы и государственный контроль (1862)

Государственная роспись доходов и расходов, до тех пор составлявшая государственную тайну, стала публиковаться во всеобщее сведение. Введено единство государственной кассы, т. е. все денежные средства государства были сосредоточены в руках одного лишь министра финансов.

Была проведена и реформа государственного контроля. Во всех этих преобразованиях главным деятелем был статс‑секретарь В. А. Татаринов (государственный контролер с 1 января 1863).

Значение реформ

1) Земская и городская реформы положили конец преобладанию дворянства, демократизировали русское общество, привлекли к общей работе на пользу государства новые, более разнообразные слои общества.

2) Судебная реформа имела громадное культурное значение в русской жизни: новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.

3) Военная реформа проникнута духом гуманности.

4) Личность русского человека была поставлена в условия самостоятельного существования и развития.

5) В результате реформ Россия сделала определенный шаг на пути превращения в буржуазную монархию, но самодержавие по‑прежнему сохраняло за собой все главные позиции.

Реформы 1860-1870‑х гг. носили противоречивый и незавершенный характер. Уже в 1861 г. проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 г. была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы и что народу нужна конституция».

В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора (первая — 4 апреля 1866). Была учреждена «Верховная следственная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с харьковским генерал‑губернатором М. Т. Лорис‑Меликовым, снабженным диктаторскими полномочиями. Рубеж 1870-1880‑х гг. в России — это время революционного кризиса: усилилась деятельность революционных организаций. Комиссия М. Т. Лорис-Меликова приступила к разработке конституционного проекта. Но 1 марта 1881 г. был приведен в исполнение смертный приговор Александру II, вынесенный революционной организацией «Народная воля» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов и Н. И. Рысаков). 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии М. Т. Лорис‑Меликова. Линия реформ была оборвана.

Смотрите также

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *