Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Политический и социальный переворот в России оказался предшественником культурной революции. В короткий срок предстояло решить задачи ликвидации неграмотности, создания системы народного образования, формирования кадров новой интеллигенции и идейного перевоспитания старой, создания необходимых условий для развития литературы, искусства и гуманитарных наук, использования научных достижений для социалистических преобразований. Конечной целью являлось создание пролетарской культуры. Был создан идеологический пресс, велась борьба с любыми проявлениями инакомыслия, беспощадно искоренялась религия, из страны изгонялись выдающиеся деятели культуры, а ее оставшиеся представители подвергались массовым репрессиям.
Развитие культуры в 1920-1930‑е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека».
Имеют место три периода культурного строительства:
— После революции, в период гражданской войны, применялись методы «военного коммунизма» (в т. ч. мобилизация специалистов и т. д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы «ликбеза» (вплоть до ареста не желавших обучаться).
— Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа «кризис культуры» — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.
— С конца 1920‑х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.
Ликвидация неграмотности
Борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 г. Главполитпросвет), одной из главных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране.
Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919), создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности и курсов учителей — ликвидаторов неграмотности (1920), Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность!» (1923), издание массовых букварей и других пособий для взрослых, увеличение числа клубов, изб‑читален, библиотек, домов крестьянина, всесоюзный культпоход по инициативе ВЛКСМ (1928), введение занятий по техминимуму и агроминимуму и обязательного курса политграмоты способствовали в основном решению к 1940‑м гг. задачи ликвидации неграмотности.
Образование и наука
В стране возникла единая школьная система, состоящая из школ трех типов: начальные (1-4 классы), неполные средние (1-7 классы) и средние (1-9, а потом и 1-10 классы). В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются рабфаки, которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20‑х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах — оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются «чистки» преподавателей и студентов. Вводился классовый принцип отбора студентов в вузы — дети так называемых бывших (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование.
В конце 1920‑х гг. в стране была введена ускоренная система подготовки специалистов в технических вузах за 3-4 года. В 1930‑х гг. сеть таких вузов быстро росла, резко увеличился выпуск инженеров и техников. Сеть же университетов расширялась крайне медленно, гуманитарное образование стало восстанавливаться в полном объеме только с середины 1930‑х гг. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» И. В. Сталина появился своеобразный «эталон», по которому сверялось все написанное и высказанное. Серьезным достижением первых двух десятилетий советской власти можно считать открытие университетов и технических вузов во всех национальных союзных республиках. Обучение было идеологизировано. В ходе культурной революции формировалась новая советская интеллигенция.
Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм. Были закрыты почти все духовные учебные заведения. Создано Всесоюзное общество безбожников, проводившее массовые антирелигиозные мероприятия. Объявлялось, что пребывание в рядах компартии и комсомола, пионеров несовместимо с верой. Фактически речь шла о замене мировоззрения и делалось это насильственным путем.
Центром научной жизни в России была Академия наук, которая к концу 1920‑х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. С началом 1930‑х гг. международные контакты сворачивались, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР.
Политика правительства
С одной стороны — подавление инакомыслящих: в 1921 г. вместе с поэтом Н. Гумилевым расстрелян крупный правовед В. Таганцев; в 1922 г. — «философский пароход», знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философ Бердяев, историк Карсавин, социолог П. Сорокин, всего около 200 человек); с конца 1920‑х гг. — серия процессов над инженерно‑технической интеллигенцией («шахтинское дело», «академическое дело»); процесс «Промпартии»; дело «Трудовой крестьянской партии» и др. Интеллигенция была сломлена.
В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение.
А) Вскоре после революции впервые в России был создан научно‑исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика А. Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 научно‑исследовательских институтов.
Б) В 20-30‑е гг. совершен ряд крупнейших достижений: С. Лебедев разработал процесс получения синтетического каучука; Циолковский, Цандер, Кондратюк — предпосылки для создания ракетно‑космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика И. Павлова и знаменитого селекционера И. Мичурина. В развитии науки большую роль сыграли исследователи Арктики О. Ю. Шмидт и И. Д. Папанин, геолог И. М. Губкин, биолог Н. И. Вавилов, физики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, авиаконструкторы А. Н. Туполев и О. К. Антонов, геохимик В. И. Вернадский.
Основные научно‑конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности танк Т‑34 и реактивный миномет («Катюша»).
В) Во второй половине 1930‑х гг. усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. Были репрессированы ученые‑аграрники Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, биолог Н. И. Вавилов, писатель И. Э. Бабель, поэт О. Э. Мандельштам. Арестованы и работали в специальном конструкторском бюро‑тюрьме авиаконструкторы А. Н. Туполев и Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау.
Художественная жизнь
Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество течений и группировок. Экстремистское течение ратовало за полный разрыв со «старой культурой» (организация Пролеткульт); писательская организация РАПП выступала за чисто «пролетарскую литературу». Начиная со второй половины 1920‑х гг. литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. На рубеже 1920-1930‑х гг. увеличилось число литературных объединений: группы «Перевал», «Леф», Союз крестьянских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др. Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции в нужном направлении.
С конца 1920‑х и в 1930‑е гг. главной становится политика «унификации культуры» — подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей (возглавил М. Горький, основоположник метода социалистического реализма). Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. На театральных сценах кроме пьес классического репертуара (А. Н. Островский, А. П. Чехов, А. М. Горький) шли первые советские пьесы — «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, «Любовь Яровая» К. А. Тренева и др. Многие деятели культуры стали жертвами репрессий (поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, реформатор театра Вс. Мейерхольд и пр.); другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться (М. Булгаков), третьи поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались (А. Толстой).
До середины 1920‑х гг. сказывалось влияние «серебряного века» русского искусства. Многих мастеров увлекла идея сделать высокую классическую культуру достоянием народа. Возникли новые формы пропаганды искусства: митинги‑концерты, театрализованные представления на улицах и площадях. С середины 1920‑х гг. многообразие форм творчества стало подавляться. Коммунистическая партия стремилась поставить под свой контроль деятельность людей искусства, при оценке их произведений на первый план выдвигались не художественная ценность и мастерство создателей, а идеологические установки, верность партийной (сталинской) линии.
В 1930‑е гг. была значительно расширена материальная база пропаганды культуры: открыты сотни новых театров, построены тысячи клубов и библиотек, музеев. Широкое распространение получила художественная самодеятельность.
Большое значение придавалось кино. Особой популярностью пользовались фильмы о революции («Ленин в Октябре», «Трилогия о Максиме», фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», В. И. Пудовкина «Мать»), о гражданской войне («Чапаев»), комедии («Волга‑Волга», «Цирк»).
Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона (1933 г., картины «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе», «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола»). В 1930‑е гг. продолжают работать К. С. Петров‑Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров. В творчестве художников постепенно стала преобладать революционная тематика и воспевание «героических свершений».
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (1889-1953), изготовленная для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре начала 1930‑х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм (Мавзолей Ленина по проекту А. В. Щусева, 1930). К концу 1930‑х гг. в моду входят пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».
Составной частью культурной жизни общества стали занятия физкультурой и спортом, поощрявшиеся государством, — стране были нужны физически крепкие граждане, способные встать в ряды бойцов Красной Армии, в самых трудных условиях вести строительство фабрик, заводов, железных дорог. Для поощрения занятий спортом в 1930‑е гг. была создана система сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), «Ворошиловский стрелок». Постепенно стал развиваться и профессиональный спорт.
Ряд народов получил алфавит на русской основе. Этим подрывалась связь с корнями национальной культуры. Страна была отрезана от русского зарубежья, действовала жесткая цензура.
Итоги культурной революции
- Повысился уровень грамотности.
- Создана система общеобразовательных школ, высших учебных заведений.
- Значительное развитие получили наука и искусство.
- Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско‑классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче‑крестьянской среды.
- Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.