Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права

Отмена крепостного права

После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881 гг.), вошедший в историю под именем Освободителя.

Неудача в Крымской войне вскрыла внутренние недостатки Российского государства.

Причины отмены крепостного права

  1. Крепостная система хозяйствования исчерпала свои возможности и тормозила экономическое развитие России.
  2. Экономика России развивалась экстенсивным путем за счет увеличения посевных площадей и усиления эксплуатации крестьян. Вместо того чтобы использовать передовую сельскохозяйственную технику и внедрять новые методы повышения урожайности, помещики увеличивали оброк и барщину.
  3. Крепостное право тормозило развитие промышленности из-за отсутствия рынка свободной рабочей силы. Неразвитость промышленности и транспортных путей в свою очередь подрывали обороноспособность России.
  4. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой и поднимали стихийные бунты.
  5. Крепостное право вредило международному авторитету России: западноевропейские державы смотрели на нее как на варварское отсталое государство, в котором существует рабство.

Отмена крепостного права повлекла за собой преобразования во всех областях государственной и общественной жизни.

Правительством был предусмотрен ряд мер по перестройке системы местного управления, судебной системы, армии, образования.

В 1857 г. был создан Секретный комитет по подготовке реформ под председательством императора. В 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В комитете сложилось два мнения относительно отмены крепостного права. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян без земли или с маленькими наделами. Меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Александр II пришел к выводу о необходимости наделить крестьян землей, чтобы избежать народных волнений.

19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включавшее в себя 17 законодательных актов, было подписано Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено освобождение 22,6 млн крестьян от крепостной зависимости.

Помещики были обязаны наделить своих бывших крепостных приусадебной, пахотной и сенокосной землей в определенных размерах. Крестьяне должны были оплатить полученную от помещика землю деньгами, а за неимением денег — отработать ее стоимость в течение девяти лет, продолжая нести прежние повинности. Долг за землю был коллективным, т. е. с помещиком рассчитывался не крестьянин, а крестьянская община.

Фиксированная цена на землю установлена не была. Цену назначали сами помещики, что привело к завышению ее реальной стоимости в несколько раз. Всего крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е. вчетверо больше того, сколько стоила переданная им земля.

До выплаты помещику денег крестьяне считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика и за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк).

Все губернии делились на три полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей.

На большей части территории страны сохранялась общинная форма землепользования. Общинная собственность на землю ограничивала предпринимательскую инициативу крестьян и тормозила экономическое развитие деревни.

Вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность при разорении, в случае болезни или смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Сибирь и т. д.), устанавливался подворный порядок землевладения.

Для других категорий крестьян — удельных (принадлежавших царской фамилии), государственных и крепостных рабочих — отмена крепостничества имела свои особенности.

Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы и на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие, главным образом на уральских заводах, получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Весной-летом 1861 г. крестьяне, не получившие, как ожидали, «полной воли», подняли множество восстаний. Возмущение вызвали: обязанность платить оброк и исполнять барщину; лишение значительной части земли; необходимость выкупать землю у помещика. В 1861 г. произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших были выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

Земская реформа

В 1864 г. была проведена реформа местного самоуправления (земская реформа). Были введены выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза.

Земства несли ответственность за народное образование, народное здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями.

Городская реформа

В 1870 г. было издано «Городовое положение», по которому в 509 из 1130 городов вводилось выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоявшую из городского головы (также избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных предприятий, банков). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением сугубо хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Судебная реформа

Судебная реформа содержала совершенно новые принципы — полное отделение судебной власти от административной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд был устным и гласным; суды проходили без участия административной власти; основной формой судопроизводства был состязательный процесс. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.

В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания и клеймами по приговорам гражданских и военных судов.

От телесных наказаний освобождались женщины. Сохранялось наказание розгами для крестьян, ссыльных, каторжных и солдат.

Военная реформа

В 1864 г. было принято Положение о военно-окружных управлениях, на основании которого территория России была поделена на 13 военных округов во главе с командующим войсками военного округа. Были уничтожены военные поселения. Повысился уровень образования офицеров армии путем создания военных гимназий и юнкерских училищ. В 1874 г. была введена всеобщая и всесословная воинская повинность. Воинскому призыву подлежали все молодые люди, достигшие 21 года, а правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев. Призыву не подлежали единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье. Взятые на службу числились в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте — 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе).

Результатом реформы было создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

В 60-е гг. ХХ в. по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 70-х гг. ХХ в. завершилось техническое перевооружение армии.

Реформы в области просвещения

В 1863 г. был принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию: введение выборности ректора, деканов. Университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. было принято Положение о начальных народных училищах. В 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении в них всех сословий. Получило развитие женское образование. В 60-х гг. Х²Х в. вместо закрытых женских учебных заведений стали организовывать открытые, с допущением девушек всех сословий. В 1870 г. было утверждено новое Положение о женских гимназиях. Потребность в высшем женском образовании привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Реформы в области печати

В 1862 г. главное управление цензуры было закрыто. В 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры сочинения объемом не менее десяти, а переводные — не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй. Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.