Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте
Промышленный подъем
Переходный характер экономики России, сохранение в ней значительных пережитков феодализма обусловливали ее многоукладность. В начале ХХ века в ней сосуществовали полукрепостнический, мелкотоварный, частнокапиталистический, монополистический, государственно-монополистический социально-экономические уклады. Российская буржуазия, не имевшая политической власти, ощущала противодействие многим своим экономическим начинаниям со стороны самодержавно-помещичьего государства, ставшего тормозом на пути экономического прогресса страны. Все это объясняло остроту проблем модернизации российской экономики.
Одной из особенностей экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики.
Ядро государственного сектора составляли казенные заводы, которые удовлетворяли прежде всего военные нужды государства. В начале ХХ в. около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством (Тульский, Ижевский, Сестрорецкий, Обуховский, Ижорский и др.). Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками.
Государству принадлежало свыше двух третей железнодорожной сети, огромная площадь земельных и лесных угодий. Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало железнодорожное строительство, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство регулировало цены, обеспечивало защиту российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин. Государство раздавало частным компаниям казенные заказы, предоставляло им кредиты через Государственный банк.
В начале ХХ в. государство взяло на себя функцию создания благоприятных условий для привлечения в страну иностранного капитала.
Для привлечения в страну иностранных инвестиций была проведена финансовая реформа (1897 г.), которая ввела золотое обеспечение рубля. Это способствовало тому, что рубль стал свободно конвертируемой валютой.
Заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений. Немецкие предприниматели создавали в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Французские капиталы направлялись в Россию через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы поступали в нефтяную промышленность, добычу и выплавку цветных металлов. Таким образом, передовые отрасли промышленности развивались с участием иностранного капитала. Однако это не привело к полной или даже частичной зависимости России от иностранных государств. Иностранные компании не проводили в России самостоятельную экономическую политику, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.
В конце ХIХ — начале ХХ в. европейские страны потряс экономический кризис. Ответом капиталистической экономики на последствия кризисов стало создание монополистических объединений.
Монополии — крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров.
Основные формы монополий
- Картель (участники сохраняют производственную самостоятельность, совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции. Прибыль распределяется согласно доле участия).
- Синдикат (сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий. Члены синдикатов определяют объем производимой продукции, цены, условия продажи).
- Трест (участники теряют производственную и юридическую самостоятельность).
- Концерн (многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью).
Монополистические союзы появились в России в 80-х гг. ХIХ в. Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты.
Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г. 12 металлургических заводов юга России, контролировал сбыт в 1912 г. около 80 % металлургической продукции страны. Синдикат «Продуголь» контролировал почти всю каменно-угольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97 % соответствующей продукции, картель «Нобель-Мазут» господствовал в нефтяной промышленности.
Шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укреп ления позиций российских банков менялось и их место в экономике страны: они начинали теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.
Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала.
Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд».
В то же самое время значительная часть русской экономики находилась вне зоны модернизации.
Кустарная, ремесленная и промысловая Россия существовала параллельно с фабрично-заводским производством, являясь придатком сельского хозяйства. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн рублей в год. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких мастерских. Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны.
К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50 % мирового сбора ржи, около 20 % — пшеницы и 25 % мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность общества. Помещичьи хозяйства давали примерно 12 % валового сбора зерна и 22 % товарного хлеба, т. е. основным производителем сельскохозяйственной продукции было крестьянство.
Реформы С. Ю. Витте
Успехи модернизации России во многом были связаны с деятельностью министра финансов С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Пост министра финансов он занимал в 1892-1903 гг. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля. В 1897 г. он превратил рубль в твердую мировую валюту, что обеспечило приток в Россию иностранных капиталов. По инициативе С. Ю. Витте была введена государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Доходы от винной монополии составили значительную часть государственного бюджета. С Ю. Витте выступил за привлечение иностранного капитала в российскую промышленность. С. Ю. Витте был сторонником строжайшего контроля государства за развитием экономики. Он неоднократно критиковал систему общинного землевладения и пытался добиться от правительства изменений в аграрной политике. В крестьянской общине С. Ю. Витте видел препятствие к развитию сельскохозяйственного производства. Противники С Ю. Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорял сельское хозяйство, что было несправедливо. Объединенными усилиями противники С. Ю. Витте добились его увольнения с должности министра. Устранение С. Ю. Витте и приостановка его экономических преобразований послужили толчком к возникновению экономических трудностей в стране, результатом которых была революция 1905-1907 гг.
К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития.
В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции), она вступила на путь капитализма значительно позже — в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило «догоняющий» характер. Одной из особенностей России была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.