Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества

Формирование классов индустриального общества

За 20 лет после 1861 г. произошли значительные изменения в социальной структуре общества. Сократилось количество дворян, владеющих землей. В 1867 г. в России насчитывалось 652 тыс. потомственных дворян (с семьями). Дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные посты.

Крестьянство составляло большую часть населения страны. Активно шел процесс расслоения крестьянства. Разорившиеся крестьяне либо переселялись в города, либо нанимались на работу к зажиточным односельчанам. Зажиточные крестьяне составляли 20 % сельских жителей.

После 1861 г. увеличились темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьянства и горожан.

Отмена крепостного права привела к росту числа наемных рабочих. Эта социальная группа была неоднородной. Большинство составляли сельскохозяйственные рабочие, рабочие мелких кустарных промыслов, строительные, лесные и чернорабочие. В крупной промышленности и на железнодорожном транспорте численность рабочих возросла с 706 тыс. человек в 1861 г. до 950 тыс. человек в 1879 г.

Формирование капиталистических отношений в сельском хозяйстве

В результате реформы 1861 г. размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились в среднем на 20 %. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая наделы между дворами. Помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли были зажиточные крестьяне. В 1862-1882 гг. они приобрели 6 млн десятин помещичьих земель. Широко применялась сдача крестьянам земли в аренду. Только за 1861-1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 млн до 73 млн десятин.

Зажиточные крестьяне нанимали работников, применяли технику, улучшали качество продукции.

В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Возросло поголовье скота.

Формирование капиталистических отношений в промышленности

Отмена крепостного права создала условия для ускоренного развития капитализма в промышленности. В своем развитии капитализм в промышленности России прошел три главные стадии: от мелкого товарного производства (крестьянские промыслы) через капиталистическую мануфактуру к фабрике (крупная машинная индустрия).

Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки, общества взаимного кредита и банки. Увеличился приток иностранного капитала в российские акционерные общества. В основном иностранные инвестиции из Англии, Франции, Германии, Бельгии вкладывались в тяжелую промышленность. Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Росла добывающая и тяжелая промышленность. Добыча угля в 1861-1881 гг. увеличилась в 9 раз, нефти — в 200 раз, выплавка стали — почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Росла добыча угля в Донбассе, нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге.

Шел процесс концентрации производства — сосредоточение большого количества промышленных предприятий в определенном регионе. Увеличивалось количество предприятий с большим количеством рабочих. В 1879 г. в России было 81 крупное предприятие с количеством работающих больше 1000.

В 60-70-е гг. XIX в. началось развитие машиностроения (Москва, Петербург). В Центральном районе и в южных губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Сельскохозяйственные машины производили в Харькове, Одессе, Бердянске. Продукция машиностроения увеличилась в 3 раза.

В 80-х — начале 90-х гг. XIX в. в большинстве отраслей крупной промышленности России завершился промышленный переворот. 90-е гг. XIX в. были отмечены небывалым промышленным ростом. Число машиностроительных заводов в 1860-1896 гг. увеличилось в 5,5 раз, число рабочих на них — в 7,4 раза. Они производили разнообразную продукцию: паровозы, двигатели, станки, оружие и т. п.

Несмотря на быстрые темпы развития, отставание от США, Англии, Германии и других стран как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.

Наиболее развитой еще в дореформенное время была хлопчатобумажная промышленность. Крупные фабрики в хлопчатобумажной промышленности заняли ведущее место. Основным районом их сосредоточения были центр Европейской России, в особенности Московская и Владимирская губернии, а также Петербургская губерния.

Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, увеличившая производство продукции с 1862 по 1880 гг. с 1,9 млн до 12,5 млн пудов. Свеклосахарная промышленность развивалась на Украине и в черноземных губерниях Европейской России. С 1880 по 1890 гг. производство сахара выросло вдвое. По производству сахара Россия заняла четвертое место в мире.

Развитие транспорта

Наряду с крупной фабрично-заводской промышленностью в России развивался транспорт. Строительство железных дорог оказало огромное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. Оно стало мощным фактором развития, так как предъявляло огромный спрос на металл (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих. Для постройки железных дорог требовались крупные капиталы, так что возникало много акционерных обществ.

С 1861 по 1881 гг. протяженность железных дорог России выросла с 1,6 тыс. до 23,1 тыс. км. Первые железные дороги связали Москву как экономический центр страны с рядом важнейших городов — Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др. Было налажено железнодорожное сообщение центра с портовыми городами — Одессой и Ригой. В 80-е гг. были построены Екатерининская железная дорога, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье с портами Азовского моря, Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска-на-Волге до реки Урал. Железная дорога Харьков — Балашов — Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем.

За 1860-1881 гг. количество пароходов увеличилось в 3 раза и достигло 1200.

Развитие транспортной системы послужило мощным толчком к развитию торговли. Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд рублей, увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.