Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
К середине 80‑х гг. возникла настоятельная необходимость обновления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. В марте 1985 г. на должность генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев.
Цели реформ: совершенствование социализма, очищение его от сталинизма, возврат к ленинским истокам.
Первые шаги: возобновление борьбы с коррупцией и бюрократизмом в аппарате власти, обновление правящей элиты.
Основа: стратегия ускорения социально‑экономического развития (автор А. Г. Аганбегян), использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда.
Пути проведения реформ: техническое перевооружение производства на основе достижений НТР, наведение порядка, искоренение таких явлений, как алкоголизм и др., обновление партийного и государственного аппарата, ужесточение трудовой дисциплины, повышение ответственности руководителей предприятий и др. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально‑экономического развития.
Конкретные меры по проведению реформ получили название «перестройка» (1985-1991).
Основные этапы
1985-1987 гг. — стратегия ускорения социально‑экономического развития:
- Модернизация производства на основе концентрации ресурсов.
- Расширение выпуска машин и оборудования.
- Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет.
Результаты реформ: уменьшение производства товаров широкого потребления; усиление инфляционных тенденций; дефицит; уменьшение объемов производства.
Причины неудач:
— преобразования проводились традиционными командно‑административными мерами;
— падение цен на нефть на мировом рынке вынудило советское правительство к замене нефтедолларов внешними займами, что усилило долговую кабалу СССР;
— антиалкогольная кампания привела к упадку винодельческой отрасли, приносившей в бюджет ежегодно до 50 млрд руб.;
— сокращение бартерного обмена между предприятиями и регионами;
— авария на Чернобыльской АЭС 1986 г.
Январь 1987 — лето 1988 гг. — оформление концепции перестройки. Начало экономического реформирования, кадровых изменений, политики гласности.
Начался процесс реабилитации репрессированных в 1930-1950‑е годы. Образование первых легальных политических групп и объединений, оппозиционных КПСС.
- 1987 г. — принятие закона «О государственном предприятии (объединении)».
- 1988 г. — принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальной (частнопредпринимательской) трудовой деятельности.
- Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций.
Результаты: сокращение аграрного производства; спад валового национального продукта; увеличение государственного долга; рост инфляции; нехватка предметов первой необходимости.
Причины неудач: отсутствие средств на конверсию и реструктуризацию экономики; необоснованность надежд на иностранные инвестиции; переизбыток денег у населения, не компенсировавшийся ростом производства товаров народного потребления; отсутствие инфраструктуры свободного рынка торговли основными фондами; отсутствие законов, регулирующих деятельность товарных бирж и обеспечивающих государственный контроль (рост криминалитета); отсутствие гарантий продолжения реформ.
Лето 1988 — май 1989 гг. — начало осуществления реформ политической системы. Формирование новых органов государственной власти — Съезда народных депутатов СССР. Начало возникновения политических партий. В 1989 г. на новой альтернативной основе состоялись выборы народных депутатов СССР. М. С. Горбачев, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР.
Лето 1989 — август 1991 г.
- 1989 г. — деятельность I Съезда Советов СССР. Нарастание экономического кризиса. Первые забастовки шахтеров.
- 1990 — признание провала политики «перестройки». Отставка Н. И. Рыжкова. Начало ликвидации монополии КПСС на власть. Программа «500 дней» (С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский) — программа ускоренного и последовательного перевода экономики на рыночные принципы функционирования (аналог польской «шоковой терапии»). Однако был принят наиболее консервативный вариант В. С. Павлова — проведение денежной реформы, сопровождавшейся значительным повышением цен.
Если в экономике перестройка началась с постановки задач «ускорения» социально‑экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала «гласность». Впервые термин появился на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г., когда прозвучало, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Курс на развитие гласности появился в условиях глухого сопротивления переменам со стороны номенклатуры реформаторам. Главное содержание этого понятия — обновление коммунистической идеологии — шло под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращение к Ленину» и др. С самого начала гласность была ограничена вполне определенными рамками.
Положительным результатом политики гласности явилось: опубликование литературных произведений, находившихся долгое время под запретом (А. И. Солженицына и других диссидентов); возвращение из ссылки академика А. Д. Сахарова; смена прежнего партийного руководства в творческих союзах; выход на экраны антитоталитарных фильмов («Покаяние» режиссера Т. Е. Абуладзе); переосмысление исторических и нравственных устоев жизни общества в советскую эпоху; прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР; появление лучших литературных произведений и научных исследований западных авторов.
Консервативное крыло партийного руководства настаивало на свертывании критики тоталитаризма. Центристы, к числу которых относился Горбачев, выступали за гласность, но «в рамках социалистического выбора». Гласность явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.
Формирование многопартийности
Начальным этапом образования современных российских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80‑х гг. XX в. (в период «перестройки»).
- КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС.
- Появление платформ разной ориентации: правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990), крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991) — привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив ее раскол.
- Размежевание внутри платформ привело к их организационному расколу. На основе раскола «Демократической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990) и «Республиканская партия Российской Федерации» (в ноябре 1990); в 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол и образовались «Союз коммунистов», «Российская партия коммунистов» А. В. Крючкова, «РКП КПСС» А. А. Пригарина и др.
- Возникновение и развитие «неформального общественного движения»: организации («Клуб социальных инициатив», «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Демократическая перестройка», «Народное действие», «Мемориал», «Перестройка», «Дельта» и др.), общественно‑политические кружки и дискуссионные клубы («Община», «Мемориал», «Память» и др.).
- Формирование «народных фронтов», многочисленных клубов и ассоциаций.
Таким образом, во второй половине 1980‑х годов сложились политические, социально‑экономические и социально‑психологические предпосылки для формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций, движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.
В 1988-1989 гг. началось образование политических партий:
— май 1988 г. — «Демократический союз» (ДС) во главе с В. Новодворской, провозгласивший себя первой партией, оппозиционной КПСС;
— июль 1989 г. — «Объединенный фронт трудящихся» (ортодоксальная коммунистическая идеология);
— с мая 1989 г. — «Либерально‑демократическая партия Советского Союза» (ЛДПСС), «Демократическая партия», «Либерально‑христианская партия», союз «Щит»;
— март 1990 г. — III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, была закреплена возможность образования других политических партий в стране;
— в 1990 г. — либеральное движение («Партия конституционных демократов», «Конституционно‑демократическая партия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда»); роль координирующего центра либеральной демократии стала играть Демократическая партия России (ДПР);
— 1990 г. — создание социал‑демократической партии, ЛДПР, христианско‑демократической, конституционно‑демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и др.;
— июнь 1990 г. — «Центристский умеренно‑радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя ЛДПСС, «Российский демократический форум», «Конституционно‑демократическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А. Д. Сахарова», «Демократическую партию РФ» (фракцию Г. Каспарова), «Российский народный фронт», «Партию мира» и «Партию городских и сельских хозяйств»;
— июнь 1990 г. — Демократическая партия России во главе с Н. Травкиным; Республиканская партия РФ (В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский); Движение демократических реформ (А. Вольский, Г. Попов, А. Собчак, С. Шаталин, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев); Демократическая партия коммунистов России (лидер А. Руцкой);
— октябрь 1990 г. — Закон СССР «Об общественных объединениях» (попытка модернизировать форму политического правления в условиях острого системного кризиса); альтернативные КПСС политические партии получили право на свое существование; министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий;
— 20 июля 1991 г. — Указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР»; деятельность Коммунистической партии РСФСР была приостановлена Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г.;
— 6 ноября 1991 г. — Указ «О деятельности КПСС и КП РСФСР», предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР.
Не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.