Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

Капиталистическая модернизация стимулировала научно‑технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, технически образованных рабочих). Оживление общественно‑политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление к служению обществу и на благо народа.

В области культуры прослеживались две линии: удовлетворение социокультурных потребностей государства, формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века». На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. В России сложился своеобразный историко‑художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование

В 1860-1890‑е гг. заметно вырос уровень грамотности населения.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно‑приходские школы. Повышению грамотности особенно способствовали земские трехгодичные школы.

Система среднего образования включала классические гимназии, реальные и коммерческие училища, женские гимназии и епархиальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно‑технические знания. Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

В системе высшего образования во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. На общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры: А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев и др.

С 60‑х гг. XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально‑технические знания. В конце 90‑х гг. начали возникать рабочие курсы. Открывались народные дома, вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Книгопечатание и издательское дело

В 1870-1890‑е гг. втрое возросло число периодических изданий на русском языке. Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно‑художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на общественно‑культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»). Стремительно росло издание книг. В России насчитывалось к 1890 гг. более тысячи типографий. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно‑популярную библиотеку по естествознанию». В Петербурге работало книгоиздательское общество «Знание», сборники которого включали произведения выдающихся писателей‑реалистов.

Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука

Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук на фундаментальные и прикладные. В естественных науках важнейшее значение имели открытия Д. И. Менделеева (периодический закон химических элементов), А. М. Бутлерова (теория химического строения органических тел), Н. Д. Зелинского (заложил основы учения об органическом катализе), А. И. Каблукова (в области электрохимии и физической химии). 1860-1870‑е гг. XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, A. M. Ляпунова, С. В. Ковалевской (первая в мире женщина‑профессор) в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике: А. Г. Столетов (область магнетизма и фотоэлектрических явлений), П. Н. Яблочков (дуговая лампа), А. Н. Лодыгин (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского, основоположника современной гидроаэродинамики. А. Ф. Можайским был создан первый в мире самолет. К. Э. Циолковский (область ракетодинамики) обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, И. И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Значительные достижения географической науки связаны с именами выдающихся путешественников и ученых: П. П. Семенова‑Тян‑Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо‑Маклая, В. К. Козлова. Продолжались исследования малоизвестных регионов Земли: Тянь‑Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Океанограф вице‑адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Л. Седов: в 1912-1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Большими успехами отмечено развитие истории: С. М. Соловьев («История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом»), В. О. Ключевский («Боярская дума древней Руси», «Происхождение крепостного права в России»), П. Г. Виноградов и Н. И. Кареев (труды по всеобщей истории). Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский). Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов (Ленин), А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган‑Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук». Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

Общественно‑политическая мысль

Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция (в 1860‑е гг. термин «интеллигенция» ввел писатель П. Д. Боборыкин).

Части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно‑философские искания (B. C. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов‑Ленин).

Единственным философом либерализма можно считать В. Н. Чичерина, бывшего скорее либеральным консерватором. «Апостолами» русского анархизма были М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству с ним Д. И. Писарева, который выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны и являлся основоположником русского нигилизма.

Литература

Традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность — развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков‑Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско‑нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого. В произведениях М. Горького явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально‑политических проблем России начала XX в.

Появление модернизма в литературе и искусстве:

  • эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым;
  • среди поэтов‑акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин;
  • к футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный.

Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

На рубеже XIX-XX вв. развиваются неоромантизм (М. Горький — «Макар Чудра», «Челкаш», «Мещане», «На дне»), декадентство. Особое место в литературе этого периода заняли «крестьянские» поэты Н. Клюев, П. Орешин, С. Есенин.

Театр

Репертуар формировался в основном на национальной основе, из драматических произведений классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, A. M. Горького.

Московский Малый театр: плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов‑Южин).

В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович‑Данченко в Москве основали Художественный театр, на сцене которого блистали В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер‑Чехова и др.

В 1904 г. в Петербурге открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции.

Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда — родоначальника метафорического театра, искавшего новые формы сценического искусства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с именами петербургского Мариинского и московского Большого театра, а также частной оперы С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве.

Кино

На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». К 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. В 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Музыка

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60‑х гг. XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик B. В. Стасов назвал «Могучей кучкой» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский‑Корсаков). В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно‑вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах. Выдающийся композитор Н. А. Римский‑Корсаков продолжал работать в жанре оперы‑сказки («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»), воспитал плеяду талантливых учеников (А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. Я. Мясковский и др.). Усиление интереса в начале XX в. к философско‑этическим проблемам нашло свое отражение в творчестве С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского. Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна. Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60‑х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Л. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, русский балет — выдающимися балетными танцорами А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинским. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета. Особое значение для популяризации театрально‑музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913).

Живопись и скульптура

В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм, который выражал принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др.). Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин («Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге»). Большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», В. М. Васнецов — «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Витязь на распутье», «Богатыри»). Мастером однофигурных жанровых композиций был Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Курсистка», портрет актрисы П. А. Стрепетовой). В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи («Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой»). К концу XIX в. в изобразительном искусстве появились новые направления. Новая эстетика пейзажа представлена пейзажами И. И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь» и лирическими пейзажами А. К. Саврасова «Грачи прилетели», «Проселок». Особое место занимают пейзажи А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», в которых необычайные световые эффекты придавали полотнам некоторую театральность. Портреты кисти В. А. Серова («Девочка с персиками», портреты М. Ермоловой, К. Коровина) и пейзажи И. И. Левитана («Березовая роща», «Озеро») были созвучны французской школе импрессионизма. Самым ярким представителем русского импрессионизма был К. А. Коровин («Париж», «Сирень», «Цветы»). Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами: М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев («Купчиха»), И. Л. Билибин и др.

Творчество Н. К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гости», «Никола»).

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к объединению вокруг журнала «Мир искусства» группы художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, Н. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох, популяризации западноевропейского искусства. Развивается историко‑бытовой жанр (А. П. Рябушкин — «Русские женщины», «Едут»).

В начале XX в. возник «русский авангард» (К. С. Малевич, P. P. Фальк, М. З. Шагал и др.), проповедовавший искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Это было предшествием абстракционизма и оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916) обратились к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве A. M. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве), М. М. Антокольского (галерея скульптурных портретов и исторических деятелей России — «Иван Грозный», «Нестор‑летописец», «Ермак», «Петр I»), М. О. Микешина (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Обновление художественно‑образной системы связано с влиянием импрессионизма (П. П. Трубецкой — памятник Александру II в Петербурге, 1909). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина («Сидящий человек», «Изергиль») и С. Т. Коненков («Самсон, разрывающий узы», «Стрибог», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.

Архитектура

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать (здания Исторического музея, архитектор В. О. Шервуд; Городской думы, архитектор Д. Н. Чичагов; Верхних торговых рядов, архитектор А. Н. Померанцев).

В начале XX в. оформились три направления в архитектуре:

— стиль модерн (Ярославский вокзал и здание Художественного театра, архитектор Ф. И. Шехтель; гостиница «Метрополь», архитектор В. Ф. Валькот и др.);

— неорусский стиль (Казанский вокзал, архитектор А. В. Щусев), в котором использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации;

— стиль неоклассицизм (Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта, архитектор И. И. Рерберг; здание Госбанка, архитектор И. В. Жолтовский) возрождал основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.