Политический кризис сентября — октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны — участницы Содружества Независимых Государств

В 1992-1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд народных депутатов — Верховный Совет) властями, т. к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Еще на I съезде народных депутатов РСФСР (июнь 1990) для разработки новой Конституции была создана Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным, который выступал за создание президентской республики, центральной фигурой которой должен стать глава государства. Другую точку зрения выражали комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.

Оппозиционные курсу президента и правительства политические силы требовали принять решение об импичменте президента. В сентябре 1992 г. был создан Фронт национального спасения (ФНС). Президент издает указ о роспуске ФНС как антиконституционной организации. Верховный Совет бойкотирует законы, предлагаемые правительством. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов внес поправки в Конституцию, которые ограничивали власть президента и правительства. Предполагалось провести общероссийский референдум по положениям новой Конституции.

Проявления конституционного кризиса в стране:

  • Март 1993 г. — внеочередной VIII съезд народных депутатов декларировал введение в действие поправок к Конституции.
  • Апрель 1993 г. — проведен референдум о доверии президенту и правительству.
  • 1 сентября А. В. Руцкой был освобожден от должности вице‑президента.
  • 21 сентября 1993 г. — Указ президента о роспуске Верховного Совета, приостановлении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и проведении 12 декабря 1993 г. выборов в новый орган законодательной власти — Государственную Думу.
  • Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий президента. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице‑президент А. В. Руцкой.
  • 2-3 октября началось вооруженное противостояние президента и Верховного Совета.
  • Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября Белый дом занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
  • Советская форма государственной власти перестала существовать.
  • 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, одобривший президентский проект Конституции; выборы в Государственную Думу. Обществу удалось избежать гражданской войны и удержаться на пути демократического развития.

Конституция 1993 г.:

— провозгласила Россию демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы названы высшей ценностью;

— закрепила принцип разделения властей. Высшим органом исполнительной власти является Правительство; законодательные функции закреплены за Федеральным собранием (парламентом); высшими органами судебной системы являются Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд.

Политический кризис 1992-1993 гг. Преодоление сепаратизма. Строительство нового федеративного государства

31 марта 1992 г. — все республики, края и области, кроме Чечни и Татарстана, подписали Федеративный договор. Началось строительство нового Федеративного государства.

1992 г. — общенациональный конгресс чеченского народа заявил о выходе из состава России. 1994-1996 гг. — первая Чеченская война (чеченский лидер Джохар Дудаев). В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов.

27 января 1997 г. новым президентом Чечни избран А. Масхадов.

1999-2000 гг. — вторая Чеченская война, закончившаяся победой федеральных сил; с сепаратизмом в республике было покончено.

Российская многопартийность

Декабрь 1992 г. — зарегистрирована Либерально‑демократическая партия России (ЛДПР, В. В. Жириновский).

Февраль 1993 г. — восстановлена Коммунистическая партия (КПРФ, лидер Г. А. Зюганов); образована Аграрная партия России (М. И. Лапшин). К партиям коммунистической направленности относились также движение «Трудовая Россия» (ТР, В. И. Анпилов), блок «Движение коммунистических и социалистических сил России» (ДКССР), депутатская группа «Народовластие» Н. И. Рыжкова и др. В целом все коммунистическое направление фактически выступало за свержение правящего режима.

1993-1995 гг. — радикальные либералы объединены в партии и движения «Выбор России» (Е. Т. Гайдар), Российское движение демократических реформ (Г. Х. Попов, А. А. Собчак), «Яблоко» (Г. А. Явлинский). Главные приоритеты — демократия, частная собственность и рыночная экономика.

1995 г. — общественно‑политическое движение «Наш дом — Россия» (лидер премьер‑министр В. С. Черномырдин).

Организованы партии политического традиционализма и национально‑патриотического движения: Русский национальный собор (генерал А. Н. Стерлигов), «Память» (Д. Васильев), «Держава» (А. В. Руцкой), «Русское национальное единство» (РНЕ, А. П. Баркашов), «Честь и Родина» (А. И. Лебедь) и др.

1998 г. — демократическая коалиция «Правое дело» (Б. Немцов, Б. Федоров, И. Хакамада). 1999 г. — учреждение избирательного блока «Союз правых сил» (СПС). В 2001 г. СПС преобразован в партию.

Октябрь 1999 г. — образование проправительственного избирательного блока «Единство» (С. Шойгу). Блок был поддержан премьер‑министром В. В. Путиным. В 2000 г. движение преобразовано в партию «Единство». Лидером партии стал С. Шойгу.

Российский парламентаризм

1993-1994 гг.: новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И. П. Рыбкин.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства. Правительство сосредотачивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства. По своему персональному составу российское правительство является коалиционным.

1995 г.: выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы. В состав Думы вошло 450 депутатов.

1996 г.: выборы президента (основными соперниками были действующий президент Б. Н. Ельцин и лидер КПРФ Г. А. Зюганов; по итогам второго тура отдали голоса Б. Н. Ельцину 37,02 %, а Г. А. Зюганову — 27,73 %); в регионах — выборы глав администраций.

19 декабря 1999 г.: выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты — 24,22 %; правительственный блок «Единство» — 23,3 %; «Отечество — вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» — 8,72 %; «Яблоко» — 6,13 %; «Блок Жириновского» — 6,08 %.

Председатели правительства, основные направления деятельности:

  • 14.12.1992-23.03.1998 гг. — В. С. Черномырдин: разработка основных направлений деятельности, связанных с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата; произведена номинация рубля и принят закон о банкротстве.
  • 24.04.1998-23.08.1998 г. — С. В. Кириенко: неудачная попытка сбалансировать государственный бюджет, «дефолт», обострение энергетического кризиса.
  • 11.09.1998-12.05.1999 г. — Е. М. Примаков: гибкое политическое маневрирование, усиление руководства государственного комитета «Росвооружения»; антикоррупционные уголовные дела. Это было сильное правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.
  • 19.05.1999-09.08.1999 г. — С. В. Степашин: получение кредитов от западных стран, обострение ситуации на Северном Кавказе.
  • 06.08.1999-17.05.2000 г. — В. В. Путин: курс на стабилизацию политических и социальных отношений; начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане.
  • 31 декабря 1999 г. — Б. Н. Ельцин заявил об уходе с поста президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности президента стал премьер‑министр В. В. Путин. На президентских выборах (26 марта 2000) В. В. Путин одержал победу. Национальные приоритеты: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности, реформа федеральной власти и др. В области внешней политики В. В. Путин исходил из национальных интересов страны.
  • 17.05 2004-24.02.2004 г. — кабинет министров возглавил М. М. Касьянов: реформирование налоговой системы, жилищно‑коммунального хозяйства, реструктуризация естественных монополий, принятие земельного кодекса; реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.
  • 05.03.2004-12.09.2007 г. — М. М. Фрадков: проведение административной реформы, стабилизация социально‑экономического положения в стране.
  • 14.09.2007-07.05.2008 г. — В. А. Зубков: продолжение курса на стабилизацию социально‑экономического положения в стране.
  • 08.05.2008 — октябрь 2012 г. — В. В. Путин: реализация программы социально‑экономического развития страны до 2020 г.

В 1990-2000‑е гг. российским парламентом принято более 1 000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.

Российская Федерация и страны‑участницы СНГ

Организационные вопросы Содружества Независимых Государств были решены в январе 1993 г., когда был принят устав СНГ. В январе 1996 г. были утверждены положения об эмблеме и флаге Содружества. В настоящее время существуют более 50 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ. Высшие органы Содружества — Совет глав государства (12 президентов), Совет глав правительств (12 премьер‑министров), сеть межгосударственных и межправительственных органов.

Основные блоки органов, ведающих определенными сферами жизни содружества:

  1. Органы, ведающие иностранными делами и безопасностью: Совет министров иностранных дел (СМИД), координирующий внешнеэкономическую деятельность; Совет министров обороны (СМО); Совет командующих пограничными делами; Совет коллективной безопасности — высший политический орган СНГ.
  2. Исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат — постоянно действующий орган Содружества; Межпарламентская ассамблея — консультативный орган для обсуждения о разработке нормативно‑законодательных актов.
  3. Экономические органы: Межгосударственный экономический комитет (МЭК), реализующий денежно‑кредитную, налоговую, ценовую, таможенную политику; Межгосударственный статистический комитет; Межгосударственный банк, координирующий денежно‑кредитную политику; экономический суд.

Проблемы и трудности: споры по поводу раздела собственности бывшего СССР; правовые дискуссии (не все участники Содружества ратифицировали Устав СНГ); во многих бывших советских республиках проводилась политика, вызывавшая межнациональные конфликты; Россия проводила миротворческие операции (Приднестровье, Абхазия, Таджикистан); существенные различия по темпам развития и направленности реформ, степени политической демократизации.

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан сохранили свое членство в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ, 1997). Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались участвовать в пролонгации договора (апрель 1997) и совместно с Украиной и Молдавией создали новое объединение — ГУУАМ.

Министр обороны С. Иванов (февраль 2001) озвучил, что преимущественное внимание будет уделяться не коллективным формам сотрудничества, а развитию двусторонних связей на основе взаимных интересов:

  • Подписание соглашения между Россией и Азербайджаном о разделе сопредельных участков дна Каспия, состоявшееся 23 сентября 2002 г.
  • Соглашения между Россией и Казахстаном (июль 2005) о совместной нефтедобыче в казахстанской части каспийского шельфа.
  • В Антитеррористическом центре (АТЦ) сотрудничают союзники России по ДКБ, Азербайджан, Узбекистан и Украина.
  • 25 мая 2001 г. — представители России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали протокол о создании и принципах формирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально‑азиатском регионе.
  • Октябрь 2002 г. — руководители стран — участниц ДКБ подписали устав и соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
  • Сентябрь 2003 г. — между Россией и Киргизией было подписано соглашение об открытии военной базы в Канте, что уравновешивало военное присутствие стран НАТО в самой Киргизии (аэродром Манас) и военное присутствие США в Узбекистане.
  • Объединенная система ПВО и созданная на восточно‑европейском направлении региональная российско‑белорусская группировка войск представляют единое оборонное пространство двух государств.
  • Заключение Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ.
  • В Астане (Казахстан) главами пяти государств (Белоруссии, России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана) был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).
  • Политические решения руководящих органов Содружества реализует Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ (ШКВС).
  • 5 октября 2007 г. разработаны Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
  • Разработана стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Бишкек, 10 октября 2008; Кишинев, 14 ноября 2008).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.