Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара — «шоковая терапия»:

  • либерализация большинства цен и отказ от их государственного регулирования;
  • достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции;
  • создание устойчивой национальной валюты, достижение внутренней конвертируемости рубля;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • приватизация государственной собственности и создание класса собственников.

Последствия:

— рост цен, хронические задержки с выплатой заработной платы, снижение покупательной способности населения; падение жизненного уровня населения; сокращение средней продолжительности жизни; обострение криминальной обстановки в стране;

— закрытие предприятий, НИИ; ухудшение материального положения населения, отток специалистов и интеллигенции в коммерцию или за границу;

— появление и рост безработицы; резкое расслоение общества; забастовки или угрозы их проведения (авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи);

— спад промышленного производства, кризис неплатежей, увеличение денежной эмиссии, рост инфляции.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Путь приватизации — выдача на руки гражданам приватизационных чеков (ваучеров). На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот, что позволило через чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам.

Итоги:

— к 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики: либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов (фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы);

— продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения;

— экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Стагнация реформ (1996-2000)

В 1995 г. была разработана стабилизационная программа.

Основные направления:

  1. Внешнеторговая политика (ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли).
  2. Банковская реформа (улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков).
  3. Приватизация (установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий).
  4. Рационализация бюджетных расходов (введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов).
  5. Земельная реформа и рынок недвижимости (введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования).
  6. Развитие фондового рынка (принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства).
  7. Регулирование естественных монополий (создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов).

Проблемы:

— растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ;

— отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. (в новом правительстве — младореформаторы — А. Чубайс и Б. Немцов были назначены первыми вице‑премьерами, а В. Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ);

— нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса в 1997 г.;

— изменение самого характера структурных реформ (реформы второй половины 1990‑х гг. затрагивали важнейшие группы интересов, требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода);

— вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий;

— изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. (сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации).

В октябре 1997 г. выработана программа, известная как план Кудрина — Фишера: полная ликвидация зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий‑должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризация сети бюджетополучателей.

17 августа 1998 г. — решение об одновременной девальвации рубля.

1996-2002 гг. — главными задачами являлись: гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

К 2000 г. реальные доходы населения продолжали сокращаться, увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми; по многим показателям Россия приближалась к наименее развитым странам мира.

Современный период реформ

  • Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается в преобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночного типа.
  • Военная реформа: курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов; создание объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения; изменение системы финансирования; формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных силах и в государстве и т. д.
  • Судебная реформа: создание федеральной судебной системы; признание права каждого на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
  • План реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно‑процессуальном законодательстве, создание Конституционного суда (КС).

Читайте также:

1 комментарий

  1. Валиева Гульнара Маратовна:

    Наткнулась на сайт случайно. Думаю, что буду пользоваться вашими материалами довольно часто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.