Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара — «шоковая терапия»:

  • либерализация большинства цен и отказ от их государственного регулирования;
  • достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции;
  • создание устойчивой национальной валюты, достижение внутренней конвертируемости рубля;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • приватизация государственной собственности и создание класса собственников.

Последствия:

— рост цен, хронические задержки с выплатой заработной платы, снижение покупательной способности населения; падение жизненного уровня населения; сокращение средней продолжительности жизни; обострение криминальной обстановки в стране;

— закрытие предприятий, НИИ; ухудшение материального положения населения, отток специалистов и интеллигенции в коммерцию или за границу;

— появление и рост безработицы; резкое расслоение общества; забастовки или угрозы их проведения (авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи);

— спад промышленного производства, кризис неплатежей, увеличение денежной эмиссии, рост инфляции.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Путь приватизации — выдача на руки гражданам приватизационных чеков (ваучеров). На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот, что позволило через чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам.

Итоги:

— к 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики: либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов (фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы);

— продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения;

— экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Стагнация реформ (1996-2000)

В 1995 г. была разработана стабилизационная программа.

Основные направления:

  1. Внешнеторговая политика (ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли).
  2. Банковская реформа (улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков).
  3. Приватизация (установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий).
  4. Рационализация бюджетных расходов (введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов).
  5. Земельная реформа и рынок недвижимости (введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования).
  6. Развитие фондового рынка (принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства).
  7. Регулирование естественных монополий (создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов).

Проблемы:

— растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ;

— отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. (в новом правительстве — младореформаторы — А. Чубайс и Б. Немцов были назначены первыми вице‑премьерами, а В. Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ);

— нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса в 1997 г.;

— изменение самого характера структурных реформ (реформы второй половины 1990‑х гг. затрагивали важнейшие группы интересов, требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода);

— вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий;

— изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. (сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации).

В октябре 1997 г. выработана программа, известная как план Кудрина — Фишера: полная ликвидация зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий‑должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризация сети бюджетополучателей.

17 августа 1998 г. — решение об одновременной девальвации рубля.

1996-2002 гг. — главными задачами являлись: гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

К 2000 г. реальные доходы населения продолжали сокращаться, увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми; по многим показателям Россия приближалась к наименее развитым странам мира.

Современный период реформ

  • Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается в преобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночного типа.
  • Военная реформа: курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов; создание объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения; изменение системы финансирования; формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных силах и в государстве и т. д.
  • Судебная реформа: создание федеральной судебной системы; признание права каждого на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
  • План реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно‑процессуальном законодательстве, создание Конституционного суда (КС).

Читайте также:

1 комментарий

  1. Валиева Гульнара Маратовна:

    Наткнулась на сайт случайно. Думаю, что буду пользоваться вашими материалами довольно часто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.