Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники

После прихода к власти в октябре 1917 г. партия большевиков и советское правительство приняли меры по централизации управления культурой и искусством. С этой целью был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским. Книгоиздательская деятельность и периодическая печать были поставлены под контроль партии и правительства. Были закрыты все оппозиционные газеты и журналы, а также частные издательства.

В первые послереволюционные годы популярностью пользовалась идея создания особой пролетарской культуры. Для ее воплощения был организован Пролеткульт (Союз пролетарских культурно-просветительных организаций), отрицавший культурное наследие прошлого. Среди его руководителей и теоретиков были А. А. Богданов, Ф. И. Калинин, В. Ф. Плетнев. Государственную поддержку получало массовое агитационное искусство: организация массовых празднеств, создание агитационных поездов и пароходов, самодеятельных театральных студий, выпуск политических плакатов (художники В. Дени, Д. Мо-ор, М. Черепных, поэты Э. Багрицкий, Д. Бедный, В. Маяковский и др.).

Политика жесткого партийно-государственного контроля над искусством получила официальное название «культурной революции». Под ней понималось создание социалистической системы народного образования, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта.

В 1923 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Активисты РАПП развернули кампанию против непролетарских писателей, к которым они относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.

В середине 20-х гг. в русской литературе лидировал жанр романа: М. Горький «Дело Артамоновых», А. Серафимович «Железный поток», Д. Фурманов «Чапаев», К. Федин «Мятеж», М. Булгаков «Белая гвардия», А. Толстой «Хождение по мукам», В. Вересаев «В тупике».

В 30-е гг. основным методом в литературе был «социалистический реализм», который соответствовал господствующей в обществе идеологии. Основными принципами искусства социалистического реализма были партийность и народность.

Театральное и киноискусство были превращены в средство пропаганды коммунистических идеалов. Главным видом киноискусства были хроникальные фильмы. В кино работали режиссеры Д. Вертов, Л. Кулешов. Первым звуковым советским фильмом была картина «Путевка в жизнь» (1931 г.). Классикой советского кино стали фильм «Чапаев» (режиссеры Г. Васильев и С. Васильев), картины А. Довженко, Г. Козинцева, М. Ромма.

Крупными событиями театральной жизни были создание театра Е. Вахтангова, постановки В. Мейерхольда, спектакли МХАТа «Бронепоезд 14-69» (автор В. Иванов) и «Дни Турбиных» (автор М. Булгаков). В 20-30-е гг. были созданы музыкальные произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, песни И. Дунаевского.

Ведущая тема литературы военных лет — защита Отечества: очерки Л. Леонова «Слава России», А. Толстого «Родина», повесть К. Симонова «Дни и ночи», роман Б. Горбатова «Непокоренные», рассказ М. Шолохова «Наука ненависти», поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Музыкально-поэтическим символом военных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Огромной популярностью пользовались песни: «Темная ночь», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и др.

Период 50-х — первой половины 80-х гг. был сложным и неоднозначным в развитии культуры страны. Происходило своеобразное расслоение культуры на два лагеря: официальный — поддерживаемый государством, и неофициальный — не признаваемый им. С одной стороны, государственное финансирование стимулировало развитие литературы, кино и других видов искусства, позволяло развивать материальную базу культуры. С другой — руководство страны некомпетентно вмешивалось в творческий процесс, навязывало деятелям искусства идеологические штампы.

В художественной литературе 50-х — первой половины 80-х гг. появились интересные произведения, прежде всего о Великой Отечественной войне и проблемах деревни, созданные В. Астафьевым, Ю. Бондаревым, В. Распутиным, В. Солоухиным и др. В них поднимались острые социальные вопросы. Большой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Другая жизнь»; А. Битова «Сад», «Дачная местность». Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная произведениями В. Белова («Привычное дело»), Ф. Абрамова («Пряслины»). В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, поиск нравственных ориентиров. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. Шукшина с его своеобразным видением мира, отразившим переход от традиционного сельского образа жизни к городскому. Издавались книги поэтов М. Дудина, С. Орлова, Ю. Друниной, Р. Гамзатова, А. Вознесенского, Р. Рождественского и др.

Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Спектакли «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие стали заметным явлением общественной жизни страны. В театрах ставились не только классические, но и пьесы современных авторов: А. Арбузова, А. Вампилова, А. Гельмана, В. Розова.

В 60-80-е гг. в кино и на телевидении были экранизированы наиболее значительные произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Прославились советские кинорежиссеры С. Бондарчук, С. Ростоцкий, Э. Рязанов, С. Говорухин. Во всем мире пользовался успехом советский балет, в котором блистали Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая.

В живописи господствовал социалистический реализм. Самые известные его представители: Ю. Пименов, А. Пластов, П. Корин, Т. Яблонская, И. Глазунов. Другие стили постоянно подвергались гонениям. В 1974 г. была разогнана выставка художников-авангардистов.

Заметным явлением музыкальной жизни были произведения А. Петрова, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, песни А. Бабаджаняна, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Р. Паулса и др. Наряду с традиционной исполнительской школой эстрадной музыки распространение получили вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята», «Цветы» и др.).

Период 70-х — первой половины 80-х гг. называют «застойным». Однако к культуре это понятие однозначно применить нельзя. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров — как признанных, так и не признанных официально.

Политика гласности и отказ от цензуры стимулировали процесс переосмысления истории. Общественный отклик вызвали публицистические произведения Р. Медведева «О Сталине и сталинизме», А. Антонова-Овсеенко «Карьера палача». В журнале «Новый мир» были опубликованы главы из романов А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо». В литературных журналах печатались воспоминания бывших узников ГУЛАГа: «Непридуманное» Л. Разгона, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова. О терроре 1930-х гг. писали в своих произведениях А. Рыбаков («Дети Арбата»), Дудинцев («Белые одежды»), Д. Гранин («Зубр») и др. В конце 1980-х гг. своего читателя нашла проза М. Булгакова («Собачье сердце»), Б. Пастернака («Доктор Живаго»), Е. Замятина («Мы»), В. Гроссмана («Все течет»), Ю. Трифонова («Исчезновение») и др.

В первые годы советской власти в области образования советское правительство проводило классовую политику. Рабочей молодежи было дано право поступления в вузы без вступительных экзаменов. С 1919 г. при вузах начали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению рабочей и крестьянской молодежи, не имевшей среднего образования. В 1940 г. в стране работало около 4 600 вузов. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов, однако качество подготовки специалистов резко снизилось.

Несмотря на революционные потрясения, в 20-30-е гг. продолжает развиваться наука. Научные исследования проводили физиолог И. П. Павлов, генетик Н. И. Вавилов, физик А. Ф. Иоффе. Разрабатывал теорию ракетных двигателей Ф. А. Цандер. Мировое значение в 20-е гг. имели работы С. В. Лебедева (создание синтетического каучука), Н. Н. Семенова (химическая физика), К. Э. Циолковского (космонавтика), Л. С. Выготского (психология), П. П. Блонского и С. Т. Шацкого (педагогика).

В 30-е гг. в условиях индустриализации возросла роль прикладных наук: геологии (академик А. Е. Ферсман), металлургии (академик И. П. Бардин), оптики (академик С. И. Вавилов), энергетики (академики Г. О. Графтио, М. А. Шателен). Особое внимание уделялось созданию военной техники: самолетов (конструкторы С. В. Ильюшин, А. И. Микоян, Н. Н. Поликарпов, А. А. Туполев, А. С. Яковлев), танков (Ж. Я. Котин, А. А. Морозов), орудий (В. Г. Грабин, И. Т. Клейменов), стрелкового оружия (В. А. Дегтягрев, В. Г. Федоров, Г. С. Шпагин). Многие ученые и конструкторы (С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.) подверглись репрессиям, но продолжали работать в специальных лагерях. Часть их была расстреляна или погибла в заключении (генетик Н. И. Вавилов).

В послевоенные годы создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно в области физико-математических наук. В 1957 г. в районе Новосибирска началось строительство научного городка Сибирского отделения АН СССР, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. В 1956 г. в Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков: академиков Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, И. Е. Тамма, Н. Н. Боголюбова. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, нашедшие применение в теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

Показателем высоких научных достижений являлись успехи в освоении космоса. В 60-х — начале 80-х гг. СССР произвел множество запусков пилотируемых космических кораблей, осуществил запуск на Луну космического автомата «Луноход».

В 60-х — первой половине 80-х гг. в условиях научно-технического прогресса особое значение приобретали система подготовки квалифицированных кадров и народное образование. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Возросло число вузов. В 70-х гг. были открыты университеты в Калинине (Твери), Тюмени, Челябинске и других городах. К началу 80-х гг. в СССР насчитывалось 866 вузов. В них обучалось свыше 5 млн чел. По количеству специалистов, имеющих высшее образование, СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Однако престиж многих интеллектуальных профессий (инженера, учителя, врача и др.) был невысок, что находило отражение в низкой заработной плате этих категорий работающих.

В 80-е гг. были предприняты попытки реформирования системы образования, которая заметно отставала от требований времени. В 1985-1987 гг. началось осуществление программы компьютеризации школ и вузов. Однако из-за экономических проблем ее внедрение шло медленно. Модернизация средней школы также предполагала введение альтернативной системы образования. В гимназиях, лицеях, колледжах, которые создавались на базе школ и техникумов, вводились новые предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин.

С 1987 г. началась реформа высшей школы, основной задачей которой стала интеграция образования, производства и науки. Вузам предоставлялась свобода составления гибких учебных планов, расширялись возможности индивидуальной работы со студентами, разрабатывались современные методики их самостоятельной работы.

В конце ХХ в. в научной сфере сложилась сложная ситуация. В годы перестройки начал набирать силу процесс перемещения ученых и квалифицированных специалистов из государственных учреждений в бизнес. Дипломированные специалисты работали там, где их высокая квалификация была не нужна. Кадровые потери в научных коллективах поставили под угрозу интеллектуальный потенциал страны. В результате резкого снижения финансирования началось свертывание фундаментальных исследований и, как следствие, «утечка мозгов» на Запад.

Смотрите также

Образование Российской Федерации как суверенного государства

В 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о независимости РФ. 17 марта 1991 …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.