Начало промышленного переворота
Развитие промышленности
Русская промышленность в первой половине XIX в. была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые три типа основывались на крепостном труде, собственник мануфактуры был хозяином работников. Вольнонаемные рабочие составляли в конце XVIII в. примерно 41 % работников, к середине XIX в. — 54 %, а к 1860 г. — 82 %.
Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. 1830-1840 гг. считаются временем начала промышленного переворота в России.
Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических преобразований, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике.
Предпосылками для промышленного переворота были технические изобретения.
Промышленный переворот привел к широкому применению машин и формированию двух классов — буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Так, на металлургических и железоделательных мануфактурах применяли водяное колесо (энергию воды). В мукомольном производстве использовали ветряные и водяные мельницы (энергию ветра и воды). Новые машины и технологии создали М. В. Ломоносов, И. И. Ползунов, А. К. Нартов, И. П. Кулибин и др. В 1809 г. на Александровской мануфактуре (Петербург) впервые были установлены прядильные машины. Александровская мануфактура считается первой фабрикой в России. В 1828 г. на ней действовали три паровые машины общей мощностью 170 лошадиных сил.
Промышленный переворот в России начался в текстильном производстве.
Успешно работали фабрика в Шуйском уезде, Никольское предприятие Саввы Морозова и др. Если в 1846 г. в текстильном производстве России функционировало 70 тыс. веретен, то в 1859 г. — 1 млн 600 тыс. Все они приводились в действие паром от парового котла.
Появились новые виды транспорта. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый в России пароход, а в 1833 г. семья Черепановых в Нижнем Тагиле создала первый паровоз, который передвигался по узкоколейной железной дороге и обслуживал одну из бывших мануфактур Демидовых.
Промышленными центрами страны были Москва, Уральский горнопромышленный район и Петербург. Половина рабочих России была занята в ткацком и обрабатывающем производстве Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска, Ярославля, Нижнего Новгорода. Объяснялось это высокой плотностью населения в этих губерниях, удобным местоположением на пересечении старых торговых путей (сухопутных и речных), наличием сырья и топлива, малоземельем крестьян, из-за чего они издавна занимались промыслами, приобретая опыт и квалификацию. К середине XIX в. на Урале производили 71 % чугуна, в Москве и Петербурге — 15 %, в Польше — 7 %, на севере европейской части России — 2 %, в Сибири — 1 %, в прочих районах — 4 %.
Традиционными для России были водный и гужевой транспорт. Грузы переправляли по Волге, Северной и Западной Двине, Днепру, Днестру, Дону.
В 1815 г. начал курсировать первый пароход по Неве, а в начале 1820-х гг. — по Волге и Каме. В 1850 г. на внутренних водных путях насчитывалось почти 100 пароходов. В 1849 г. начал действовать Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород). Первая железная дорога длиной 25 верст была проложена в 1837 г. между Царским Селом и Петербургом. В 1839-1848 гг. была построена Варшавско-Венская железная дорога. В 1859 г. начала функционировать железная дорога сообщением Варшава — Петербург. В 1861 г. в стране было проложено всего 1,5 тыс. верст железных дорог. Слабое развитие транспортных путей в России сдерживало хозяйственный подъем.
Развитие торговли
В первой половине ХIX в. активно развивались различные формы торговли. В Москве и других крупных городах велась постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превратились в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.). Получила развитие биржевая (оптовая) торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи). В провинции и на окраинах расширялись старые и возникали новые ярмарки (Тифлис, Тюмень, Кишинев), число которых к середине ХIX в. превышало 4 тыс.
Внешняя торговля к середине ХIX в. составляла около 20 % внутреннего товарооборота. В основном экспорт был направлен в страны Азии — Иран (Персию), Китай, Турцию. Большое значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (льна, сала, леса, пеньки, зерна). Импортировались товары, необходимые для промышленности (хлопок, пряжа, ткани, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм (защита отечественного производителя от конкуренции с иностранными товарами). В первой половине XIX в. был запрещен ввоз многих товаров.
Зарождение капитализма в России
Формирование класса наемных рабочих шло прежде всего за счет крестьян-отходников. Их характеризовали зависимость от помещика, который мог их отозвать в деревню; наличие земельного надела; двойная эксплуатация — со стороны предпринимателя и помещика; бесправие. Значительную часть наемных рабочих составляли государственные крестьяне, связанные с общиной и наделом. Их положение было несколько легче, хотя они платили государству значительные подати.
Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и торгующие крестьяне). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была немногочисленной. Династии крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышли из крепостных и государственных крестьян.
Особенности промышленного переворота в России
— Начался позже, чем в передовых странах Европы.
— Проходил очень быстро.
— Характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада.
— Начался в условиях крепостного права, в то время как в Западной Европе промышленный переворот начался после отмены крепостного права.
— Экономика России первой половины XIX в. была переходной — от крепостничества к зарождающемуся капитализму. Крепостное право сдерживало формирование рынка вольнонаемного труда.