Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах
После смерти Владимира киевским князем стал его старший сын Святополк (1015-1019 гг.), который сразу же начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств на великокняжеский трон. Победителем из нее вышел второй сын Владимира — Ярослав, правивший в Новгороде.
Правление Ярослава, прозванного Мудрым (1019-1154 гг.), — время наивысшего расцвета и могущества Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 г. сокрушительный удар печенегам. Эта победа укрепила власть Ярослава на западных границах, вернув в состав Руси захваченный Польшей Перемышльский район (1026 г.). Основал города Юрьев (современный Тарту), Ярославль, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 г. Ярослав основал монастырь Святого Георгия и Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве. В 1051 г. впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита Илариона.
При Ярославе в Древнерусском государстве законодательно закрепляется система феодальных отношений («Русская правда»).
Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.
Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.
Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).
Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).
Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
«Русской правдой» руководствовались судьи княжеских и церковных судов. Она отменила варварский обычай кровной мести и ввела судебное наказание.
По сравнению с другими европейскими раннефеодальными кодексами «Русская правда» отличалась более высоким уровнем гуманизма. Смертная казнь допускалась лишь в отношении лиц, совершивших самые тяжкие преступления, и только в случае, если человека застали в момент совершения преступления. Высшей мерой наказания по «Русской правде» было изгнание преступника из общины, лишение всего имущества и защиты со стороны сограждан и закона. Таких людей называли изгоями.
Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054-1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.
Для того чтобы навести порядок в стране, уменьшить вражду между правителями, урегулировать вопросы престолонаследования, начали созываться общерусские княжеские съезды. На княжеских съездах рассматривались княжеские споры, решались вопросы внешней политики. Наиболее значимым для древнерусской истории был съезд в городе Любиче (1097 г.), созванный с целью объединить княжеские дружины для борьбы против разорявших Русь половцев.
В 1113 г. верхи киевского общества призвали на княжение переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125 гг.), внука Ярослава Мудрого. Прозвище Мономах получил по названию рода своей матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.) было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на отдельные княжества.
Распад Киевской Руси привел к существенным изменениям политического, экономического, культурного характера. Разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.