Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Хозяйство славян
Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно‑огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона‑суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Община. Общественный строй восточных славян
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда и коллективной деятельности, поэтому большое значение в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Все ее владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род, живший родовой общиной. Существование рода базировалось на принципах «первобытной демократии» («первобытного коммунизма»). Род возглавлял старейшина — наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.
Характерные черты первобытного рода:
— происхождение членов рода от общего мифического прародителя, которого они считали тотемом, охраняющим род;
— наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков;
— совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства;
— переход имущества умершего члена рода другим членам рода;
— обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесенные чужаками;
— наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода;
— запрет на брак внутри рода;
— наличие у рода своего места погребения и родовых святынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением), своих религиозных церемоний и празднеств;
— право рода принимать в члены рода посторонних.
В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени было вече. Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени — князь.
Распад родоплеменного строя у восточных славян приходится на вторую половину I тысячелетия.
Причины распада родоплеменного строя у восточных славян:
— развитие производительных сил (в первую очередь совершенствование металлических орудий труда);
— появление имущественного неравенства;
— расселение восточнославянских племен по Восточно‑Европейской равнине;
— военные походы.
Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:
— возникновение имущественного неравенства (сосредоточение богатств в руках родоплеменной верхушки);
— вооруженные столкновения между племенами с целью захвата добычи;
— обращение пленных в рабов;
— превращение родовой общины в территориальную (соседскую);
— появление больших патриархальных семей;
— попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.
Восточные славяне миновали рабовладельческий строй. Однако отдельные элементы рабства были представлены у восточных славян холопством, которое являлось временным состоянием несвободы (по истечении определенного срока холоп получал свободу и мог на выбор стать полноправным членом общины или вернуться на свою родину) и разновидностью домашнего рабства.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — бояре («нарочитые люди», «лучшие мужи»). Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах. Существовало ополчение. Особой военной организацией была дружина: старшая, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшая, жившая при князе и обслуживавшая его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр‑вотчинников превращалась родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Возникновение древнейших укрепленных поселений (городищ) связано с эпохой патриархата и с переходом населения к скотоводческо‑земледельческому хозяйству.
Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу, он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. Наиболее развитые земли славянского мира, Новгород и Киев, контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Славянское язычество
Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:
1) непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм — от лат. anima — «душа»);
2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;
3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле — функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов — Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).
Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.
В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.
Политеизм: в VIII-X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун — полян, Хорс — древлян, Даждьбог — северян, Стрибог — новгородских словен, Симаргл — дреговичей, Мокошь — кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Итоги общественного развития восточных славян ко второй половине I тысячелетия
— Распад родоплеменного строя.
— Складывание племенных союзов.
— Переход ряда племен к военной демократии, первым элементам государственности.
— Отставание восточнославянских племен в своем общественном развитии от западноевропейских народов.
Факторы, негативно повлиявшие на развитие восточнославянского общества:
— отсутствие античного наследия и слабая связь с центрами мировых цивилизаций, стоявших на более высокой ступени развития;
— удаленность от морей и международных торговых путей;
— соседство со степью и частые вторжения кочевников;
— отсутствие рудных полезных ископаемых;
— наличие больших площадей свободных земель;
— сравнительно однообразные природно‑климатические условия и равнинный характер местности.
Концепции происхождения и прародины славян
- Миграционная: «дунайская» (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) и «прибалтийская» (М. В. Ломоносов, А. Г. Кузьмин).
- Автохтонная (Б. А. Рыбаков).
Концепции трактовки происхождения термина «Русь»
- Отечественная
1.1. Днепрово‑Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков — от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).
1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров — от названия реки Неман — Руса).
1.3. Азово‑Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин — от аланских кланов — русхахам — Причерноморская Русия).
- Зарубежная
2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер — от финского ruotsi — Швеция; от древнеисландского rohts — гребцы, мореходы).
2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко — от древненемецкого ruzzia — заимствовано из славянских языков).