Русское просвещение

XVIII в. — новый этап в истории России и в развитии русской культуры.

Характерными чертами русской культуры XVIII в. были:

— светский характер;

— активный процесс формирования национального самосознания и национальной культуры;

— значительное расширение культурных контактов со странами Европы;

— качеством новой культуры стала ее открытость (гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур).

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые диктовались практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур и коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры.

1) Реформа системы образования:

— 1699 г. — в Москве были основаны Пушкарская школа, Навигацкая школа (математических и навигацких наук), преобразованная в 1715 г. в Морскую академию;

— 1701-1712 гг. — появились Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков;

— открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы;

— в провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных, епархиальных, гарнизонных.

2) Книгопечатание и книготорговля:

— появление новых учебников («Арифметика» Л. Магницкого, 1703);

— введение вместо церковнославянского нового гражданского шрифта (1708);

— создание новых типографий в Москве, Петербурге и других городах;

— открытие первой публичной библиотеки;

— начало издания первой печатной газеты «Ведомости» (1702).

3) Развитие науки и техники:

— большие успехи достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых (составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей);

— экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию; в 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. И. Чернигова;

— геологические изыскания: поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др.;

— начало собирания научных коллекций: в 1718 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в 1725 г. в Петербурге Академии наук.

4) Развитие градостроительства: переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения (архитекторы Доменико Трезини, М. Г. Земцов, И. П. Зарудный).

5) Утверждение светской живописи, освобождение от канона. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин (1690-1742) и Андрей Матвеев (1701-1739).

6) Распространение скульптурных композиций.

7) Превращение театра в общедоступное зрелище с воспитательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве в 1702 г.

8) Принятие в России юлианского календаря (1700).

9) Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

10) В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием на них женщин.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Петровская европеизация положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках.

1725 г. — в Петербурге открылась Академия наук.

1731 г. — учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус, сословное военно‑учебное заведение закрытого типа. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Формируется система сословного дворянского образования.

1755 г. — открыт Московский университет, который имел три факультета: философский, включавший физико‑математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета.

Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века при Екатерине II.

1764 г. — императрица утвердила разработанное И. И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».

Был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса; открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

1782-1786 гг. — в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой («народные училища»).

Таким образом, в XVIII в. была создана система светских учебных заведений.

Развитие научных знаний в середине и второй половине XVIII в.

1) С Академией наук связана деятельность математиков Л. Эйлера и Д. Бернулли, астронома Ж. Делиль, физиков Г. Рихмана и Ф. Эпинуса, великого ученого‑энциклопедиста М. В. Ломоносова.

2) В 1783 г. была учреждена Российская академия, председателем которой стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810). Был подготовлен «Словарь Российской академии», содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.

3) Академия наук организовывала многочисленные научные экспедиции: вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) во главе с капитаном‑командиром В. Берингом, академические экспедиции 1768-1774 гг. с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России (исследования П. С. Палласа Волжско‑Окского бассейна, Южного Урала, Казахстана, Сибири; исследования И. И. Лепехина Европейской части России, Казахстана, побережья Каспийского моря). Значительное развитие получили ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения.

4) Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с именем М. В. Ломоносова (вопрос об этногенезе славян, полемика с норманнистами) и B. Н. Татищева (работа «История Российская» была первым опытом научного освещения отечественной истории).

В свою очередь развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль:

  • Иван Петрович Кулибин (1735-1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм, проект одноарочного деревянного моста через Неву;
  • Иван Иванович Ползунов (1728-1766) в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 г. он построил паровую машину.

К концу XVIII в. формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и др.

Появилось понятие «просвещенный читатель». Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, моде, выражала презрение к родному языку, религии, «отечественным нравам».

Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах развивал крестьянскую тему; в театрах начинают ставить комедии и комические оперы на крестьянскую тему; живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.

На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности:

1) «Вольтерьянство» понималось в XVIII в. как синоним вольнодумства. Е. Р. Дашкова (ее считают одной из основательниц феминизма в России), будущий директор Академии наук и президент Российской академии, с детства зачитывалась Бейлем, Монтескье, Вольтером, Гельвецием.

2) Русское Просвещение было лишено такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению.

3) Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и «чувствительность к крестьянскому сословию», неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н. И. Новиков, журналист и книгоиздатель, напечатавший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец», выходивших в 1769-1773 гг., он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни, связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами.

Русская художественная культура

Столкновение в XVIII в. противоречивых интересов и целей государства и личности с особым драматизмом отозвалось в художественной культуре этого времени (прежде всего в литературе и театре). В век русского Просвещения русскому классицизму принадлежала централизующая, «имперская» роль: дисциплина, норма, система ставились в культуре и жизни во главу угла.

В архитектуре стиль барокко ярко проявился во второй трети XVIII в. Крупнейшими мастерами барокко были архитекторы В. В. Растрелли (1700-1771), С. И. Чевакинский (1713 — после 1774), Д. В. Ухтомский (1719-1755).

Особенности русского классицизма: он начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I; новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса; в центре внимания не античность, а суровая российская действительность; воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма (государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх); русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований, но не требовали равенства всех сословий перед законом.

М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир (1709-1744), А. П. Сумароков (1717-1777) творческий метод классицизма строили на основе рационалистического мировоззрения.

В 80-90‑е гг. XVIII в. особое развитие получил жанр комедии: обличались помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников (творчество Д. И. Фонвизина, 1745-1792 гг.).

Конец XVIII в. — начало XIX в. — поэтическое творчество Г. Р. Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворитизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.

На рубеже XVIII-XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм — направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством А. Н. Радищева (1749-1801) и Н. М. Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий». Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф. Г. Волковым (1739-1763), замечательным русским актером из ярославских купцов.

Изобразительное искусство во второй половине XVIII в. развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»). Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж (С. Ф. Щедрин, Ф. Я. Алексеев). В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский).

В XVIII в. формируется новый для России вид искусства — скульптура (конная статуя Петра I, выполненная Э. М. Фальконе, портретные бюсты А. М. Голицына, П. А. Румянцева, М. В. Ломоносова скульптора Ф. И. Шубина).

Основоположниками русского классицизма были В. И. Баженов и И. Е. Старов, создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем М. Ф. Казакова связано появление зданий Сената в Кремле, университета, Голицынской больницы и др.

Идеи Просвещения породили в русском обществе иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.