Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

Важнейшей особенностью социально‑экономического развития России в XVIII — первой половине XIX в. являлся процесс разложения феодально‑крепостнической системы и формирование новых капиталистических отношений.

Основные тенденции экономического развития этого периода

А) Ужесточение крепостного права

Указы Петра I

1707-1708 гг. — за укрывательство и невозвращение беглых крестьян — полная конфискация имения.

1718, 1719 гг. — введение подушной подати и ответственности землевладельцев за уплату крестьянских податей, подати возросли в три раза.

1721 г. — оформление практики «посессионного крестьянства»: права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца.

Указы Анны Иоанновны

1732 г. — помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер‑коллегии (в интересах фиска).

1736 г. — «Вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян «на вывоз», без земли.

1760 г. — дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь.

Указы Екатерины II

1762 г. — дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета.

1765 г. — дворяне получили право посылать крестьян на каторгу.

1785 г. — освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами.

Указ Павла I

1797 г. — о трехдневной барщине; малейшее неповиновение и сопротивление жестоко подавлялось.

Одновременно наблюдаются рост и появление новых феодальных повинностей и специализация районов по форме феодальной ренты: барщина (черноземные губернии), оброк (нечерноземье), месячина.

Б) Разложение феодально‑крепостнической системы и зарождение капиталистических отношений.

В сельском хозяйстве

Черты разложения феодально-крепостнической системы:

— Огромные массивы земли, принадлежавшие помещикам и казне, фактически были исключены из товарного оборота

— Сокращение земельных наделов крестьян

— Натуральный характер сельского хозяйства, внеэкономическое принуждение, низкий рутинный уровень применяемой техники

— Экстенсивный путь

— Перевод крестьян на денежный оброк

Черты зарождения капиталистических отношений:

— Земля арендовалась или занимались земельные участки в колонизируемых регионах

— Резкое увеличение размеров оброка заставляло крестьян отрываться от земли и искать заработки на стороне

— Начало использования заграничной сельскохозяйственной техники, появление местных изобретений

— Разрешение крестьянам, имеющим свой капитал, создавать свои предприятия

— Специализация сельскохозяйственного производства и его ориентация на рынок

В промышленности

Черты разложения феодально-крепостнической системы:

— Труд крепостных и посессионных рабочих

— Преобладание вотчинных мануфактур, посессионных и казенных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне

Черты зарождения капиталистических отношений:

— Развитие отходничества

— Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаемные рабочие

— Расширение рынка рабочей силы

— Появление вольнонаемного труда на мануфактурах

Промышленный переворот начался в России в 30-40‑е гг. XIX в. (завершился в передовых отраслях к 1880‑м гг.).

Первый этап промышленного переворота начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд (хлопчатобумажная промышленность — бумагопрядение, ситцепечатание, суконная, писчебумажная промышленность, сахароварение). Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.

Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:

— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах;

— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии;

— сдерживался замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов;

— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата;

— сезонность, непостоянство состава работников, низкий уровень квалификации и др.;

— происходил при непосредственном и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.

Вторая четверть XIX в. — период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, завершающий этап складывания предпосылок промышленной революции.

1) Складывание предпосылок машинного производства:

— прогрессирующее общественное разделение труда;

— рост территориального разделения труда, повышение производительности труда, увеличение товарности всех ведущих отраслей народного хозяйства России, рост товарной массы, увеличение объема внутреннего всероссийского рынка;

— складывание единого внутреннего рынка способствовало успешной мобилизации материальных и природных ресурсов страны для повышения ее экономического потенциала, усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало развитие капиталистических отношений;

— отходничество усиливало процесс социального расслоения крестьянства, создавало рынок рабочей силы и являлось базой для формирующейся буржуазии;

— растущая крестьянская промышленность характеризуется тенденцией «к все большему употреблению наемного труда, к образованию капиталистических мастерских»;

— сосредоточение денежных богатств в руках немногих предпринимателей и прочих лиц для последующего вложения их в крупные капиталистические предприятия.

Определенные сдвиги наметились в развитии кредитных учреждений для купечества: в 1818 г. в Петербурге был открыт первый Коммерческий банк с отделениями в Москве, Одессе, Нижнем Новгороде, Риге, Архангельске и Астрахани, которые принимали вклады и выдавали ссуды «под товары российского произведения». К мерам, стимулирующим развитие промышленности, относилось учреждение Мануфактурного и Коммерческого советов — совещательных буржуазных организаций при Министерстве финансов.

2) Появление первых хлопчатобумажных фабрик

Первой отраслью промышленности, захваченной техническим переворотом, стало хлопчатобумажное производство: под Петербургом, в селе Иванове Владимирской губернии (ситценабивная мануфактура М. И. Гарелина), в Московском промышленном районе. Первой хлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская казенная мануфактура близ Петербурга, на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798 г. предпринимателем Осовским, она на следующий год после его смерти была передана в казенное ведомство и финансировалась «сохранной казной». В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. Во Владимирской губернии первая ткацкая машинная фабрика была построена в 1846 г. в г. Шуе. В 1848 г. начинается сооружение механической ткацкой фабрики на Никольской мануфактуре Саввы Морозова в поселке Никольском в Орехово‑Зуеве.

3) Начальные шаги машиностроения

Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург: на Ижорских Адмиралтейских заводах строились первые металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели, здесь была изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка.

С 1804 г. началось возведение паровых двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. В 1847 г. в Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и Гоппера.

4) Транспорт

В первой половине XIX в. в стране появились железные дороги: Царскосельская (1837), Варшавско‑Венская (1839-1848), Петербургско‑Московская (1843-1851). В предреформенные годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог. На рубеже XVIII-XIX вв. была сооружена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы); Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско‑Бугский каналы был соединен с западными реками. Первый пароход «Елизавета», построенный на машиностроительном заводе К. Н. Берда в Петербурге, был испытан на Неве в 1815 г.

5) Торговля

Крупнейшими ярмарками Российской империи были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири), Коренная (под Курском), многочисленные украинские ярмарки — общее число ярмарок приближалось к 4 тыс. Наряду с ярмарками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко распространена была и торговля вразнос.

6) Изменения в социальной структуре общества

Несмотря на то что Россия по‑прежнему оставалась сельской страной, тенденция к росту числа городов проявлялась весьма определенно; это существенно превышало рост населения в целом. Результатом социально‑экономического развития в рассматриваемый период стало формирование новых социальных слоев — промышленных рабочих и буржуазии. Среди русских предпринимателей были и состоятельные крестьяне, владевшие тысячами и десятками тысяч рублей, но в то же время зачастую остававшиеся крепостными людьми. Многие из них пытались выкупиться на волю, уплачивая крупные суммы денег.

Читайте также:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.