Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

Важнейшей особенностью социально‑экономического развития России в XVIII — первой половине XIX в. являлся процесс разложения феодально‑крепостнической системы и формирование новых капиталистических отношений.

Основные тенденции экономического развития этого периода

А) Ужесточение крепостного права

Указы Петра I

1707-1708 гг. — за укрывательство и невозвращение беглых крестьян — полная конфискация имения.

1718, 1719 гг. — введение подушной подати и ответственности землевладельцев за уплату крестьянских податей, подати возросли в три раза.

1721 г. — оформление практики «посессионного крестьянства»: права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца.

Указы Анны Иоанновны

1732 г. — помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер‑коллегии (в интересах фиска).

1736 г. — «Вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян «на вывоз», без земли.

1760 г. — дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь.

Указы Екатерины II

1762 г. — дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета.

1765 г. — дворяне получили право посылать крестьян на каторгу.

1785 г. — освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами.

Указ Павла I

1797 г. — о трехдневной барщине; малейшее неповиновение и сопротивление жестоко подавлялось.

Одновременно наблюдаются рост и появление новых феодальных повинностей и специализация районов по форме феодальной ренты: барщина (черноземные губернии), оброк (нечерноземье), месячина.

Б) Разложение феодально‑крепостнической системы и зарождение капиталистических отношений.

В сельском хозяйстве

Черты разложения феодально-крепостнической системы:

— Огромные массивы земли, принадлежавшие помещикам и казне, фактически были исключены из товарного оборота

— Сокращение земельных наделов крестьян

— Натуральный характер сельского хозяйства, внеэкономическое принуждение, низкий рутинный уровень применяемой техники

— Экстенсивный путь

— Перевод крестьян на денежный оброк

Черты зарождения капиталистических отношений:

— Земля арендовалась или занимались земельные участки в колонизируемых регионах

— Резкое увеличение размеров оброка заставляло крестьян отрываться от земли и искать заработки на стороне

— Начало использования заграничной сельскохозяйственной техники, появление местных изобретений

— Разрешение крестьянам, имеющим свой капитал, создавать свои предприятия

— Специализация сельскохозяйственного производства и его ориентация на рынок

В промышленности

Черты разложения феодально-крепостнической системы:

— Труд крепостных и посессионных рабочих

— Преобладание вотчинных мануфактур, посессионных и казенных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне

Черты зарождения капиталистических отношений:

— Развитие отходничества

— Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаемные рабочие

— Расширение рынка рабочей силы

— Появление вольнонаемного труда на мануфактурах

Промышленный переворот начался в России в 30-40‑е гг. XIX в. (завершился в передовых отраслях к 1880‑м гг.).

Первый этап промышленного переворота начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд (хлопчатобумажная промышленность — бумагопрядение, ситцепечатание, суконная, писчебумажная промышленность, сахароварение). Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.

Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:

— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах;

— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии;

— сдерживался замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов;

— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата;

— сезонность, непостоянство состава работников, низкий уровень квалификации и др.;

— происходил при непосредственном и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.

Вторая четверть XIX в. — период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, завершающий этап складывания предпосылок промышленной революции.

1) Складывание предпосылок машинного производства:

— прогрессирующее общественное разделение труда;

— рост территориального разделения труда, повышение производительности труда, увеличение товарности всех ведущих отраслей народного хозяйства России, рост товарной массы, увеличение объема внутреннего всероссийского рынка;

— складывание единого внутреннего рынка способствовало успешной мобилизации материальных и природных ресурсов страны для повышения ее экономического потенциала, усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало развитие капиталистических отношений;

— отходничество усиливало процесс социального расслоения крестьянства, создавало рынок рабочей силы и являлось базой для формирующейся буржуазии;

— растущая крестьянская промышленность характеризуется тенденцией «к все большему употреблению наемного труда, к образованию капиталистических мастерских»;

— сосредоточение денежных богатств в руках немногих предпринимателей и прочих лиц для последующего вложения их в крупные капиталистические предприятия.

Определенные сдвиги наметились в развитии кредитных учреждений для купечества: в 1818 г. в Петербурге был открыт первый Коммерческий банк с отделениями в Москве, Одессе, Нижнем Новгороде, Риге, Архангельске и Астрахани, которые принимали вклады и выдавали ссуды «под товары российского произведения». К мерам, стимулирующим развитие промышленности, относилось учреждение Мануфактурного и Коммерческого советов — совещательных буржуазных организаций при Министерстве финансов.

2) Появление первых хлопчатобумажных фабрик

Первой отраслью промышленности, захваченной техническим переворотом, стало хлопчатобумажное производство: под Петербургом, в селе Иванове Владимирской губернии (ситценабивная мануфактура М. И. Гарелина), в Московском промышленном районе. Первой хлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская казенная мануфактура близ Петербурга, на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798 г. предпринимателем Осовским, она на следующий год после его смерти была передана в казенное ведомство и финансировалась «сохранной казной». В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. Во Владимирской губернии первая ткацкая машинная фабрика была построена в 1846 г. в г. Шуе. В 1848 г. начинается сооружение механической ткацкой фабрики на Никольской мануфактуре Саввы Морозова в поселке Никольском в Орехово‑Зуеве.

3) Начальные шаги машиностроения

Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург: на Ижорских Адмиралтейских заводах строились первые металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели, здесь была изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка.

С 1804 г. началось возведение паровых двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. В 1847 г. в Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и Гоппера.

4) Транспорт

В первой половине XIX в. в стране появились железные дороги: Царскосельская (1837), Варшавско‑Венская (1839-1848), Петербургско‑Московская (1843-1851). В предреформенные годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог. На рубеже XVIII-XIX вв. была сооружена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы); Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско‑Бугский каналы был соединен с западными реками. Первый пароход «Елизавета», построенный на машиностроительном заводе К. Н. Берда в Петербурге, был испытан на Неве в 1815 г.

5) Торговля

Крупнейшими ярмарками Российской империи были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири), Коренная (под Курском), многочисленные украинские ярмарки — общее число ярмарок приближалось к 4 тыс. Наряду с ярмарками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко распространена была и торговля вразнос.

6) Изменения в социальной структуре общества

Несмотря на то что Россия по‑прежнему оставалась сельской страной, тенденция к росту числа городов проявлялась весьма определенно; это существенно превышало рост населения в целом. Результатом социально‑экономического развития в рассматриваемый период стало формирование новых социальных слоев — промышленных рабочих и буржуазии. Среди русских предпринимателей были и состоятельные крестьяне, владевшие тысячами и десятками тысяч рублей, но в то же время зачастую остававшиеся крепостными людьми. Многие из них пытались выкупиться на волю, уплачивая крупные суммы денег.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.