Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно‑территориальной системы. К началу 20‑х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

Предпосылки образования СССР

Идеологические: большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов.

Национальная политика большевиков способствовала росту доверия к центральной власти, так как в ее основу был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918). Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. Для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно‑политический союз (июнь 1919). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии).

Политические: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

Экономические и культурные: историческая общность судеб народов многонационального государства, наличие сложившихся экономического разделения труда и культурных связей. После окончания гражданской войны встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие: российские управленческие структуры играли роль общегосударственных органов власти, республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР).

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию (во главе с В. В. Куйбышевым) для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Проекты государственного объединения

И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации»: включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии; сохранение прежних договорных отношений с Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно‑государственных руководителей республик высказались против него.

В. И. Ленин предложил идею образования союзного государства как федерации равноправных республик.

«Грузинский конфликт»: усиление сепаратизма. ЦК компартии Грузии отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта.

Образование СССР

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. I Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинин избран председателем ЦИК, сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин (с 1924 г. — А. И. Рыков). При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция СССР устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик; Государственный герб; алый стяг стал флагом СССР. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялись многоступенчатость выборов и открытая система голосования.

Национально‑государственное строительство

Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально‑государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно‑правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. — Таджикская ССР, в 1936 г. — Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и республики — Армения, Азербайджан, Грузия — непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско‑германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония, Молдавия (бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией), создана Карело‑Финская республика (преобразована в Карельскую АССР в 1956 г.). Проводимая в 1920‑е гг. работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. не была до конца продуманной, что породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

Значение образования СССР

— Появилась возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны.

— Развивались экономика, культурные отношения.

— Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве.

— Бюджеты республик получали дотации от государства.

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках культуры, образования и здравоохранения. В республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и национальная литература.

На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при жестком контроле со стороны центра.

Смотрите также

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.