Культурное развитие русских земель и княжеств

С падением политического значения Киева, началом раздробленности Киевской Руси в едином историко‑культурном процессе возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями.

Домонгольский период

Литература развивалась по трем направлениям:

— летописание (приобрело местный характер): особенным богатством языка, образностью отличались Киевская и Галицкая летописи;

— «слова» (речи): наиболее известный литературный памятник Руси XII в. — «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц;

— памятники дворянской общественной мысли: «Моление» Даниила Заточника.

Продолжало развиваться устное народное творчество (былины, песни).

Характерные черты:

— общая замедленность темпов развития;

— традиционализм (авторитет старины, следование образцам);

— господство в идеологии религиозного мировоззрения;

— накопление знаний;

— христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

В период раздробленности складывались различные архитектурно‑художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступили место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по‑прежнему строили из плинфы, в Новгороде из известняка, в Киеве, во Владимиро‑Суздальской и Галицко‑Волынской Руси из камня. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно‑колончатый пояс, проходящий посередине здания.

Зодчество отличается уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. Белокаменные храмы — Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире‑на‑Клязьме, церковь Покрова‑на‑Нерли, княжеский замок в Боголюбове — стали образцами для других русских земель.

Изобразительное искусство. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой, резьбой по камню и дереву. Возрастало влияние церкви, ужесточавшей контроль за соблюдением канонов (образы становились более суровыми, аскетичными); в искусство местных школ активно стали проникать элементы народной культуры. Иконы: «Боголюбская Богоматерь» (середина XI в.); «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (конец XI в.); «Дмитрий Солунский» (конец XII в.).

Период монголо-татарского ига

Литература. Первым памятником художественной литературы после монголо‑татарского нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию содержится в произведениях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». Откликом на Куликовскую битву стали «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Архитектура. Одним из крупнейших центров развития архитектуры к середине XIV в. стала Москва. В правление Дмитрия Донского был возведен белокаменный Кремль в Москве, в окрестностях города построены Троицкий собор Троице‑Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Иконопись. Период конца XIV — начала XV в. стал «золотым веком» иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофаном Греком созданы фресковые росписи в церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде.

Для русской духовной культуры середины XII-XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. Со второй половины XIII в. дошло незначительное по сравнению с предыдущим периодом количество летописей, причем они отличаются более кратким и сухим изложением. Активно развивается литература. Широкое распространение до Куликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском.

Церковная («житийная») литература также пользовалась большой популярностью. «Житие» Дмитрия Донского раскрывает глубокий патриотизм и единство русского народа. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского, основателя Троице‑Сергиева монастыря.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский «Хронограф», составленный Пахомием Логофетом, — всемирная история, включавшая историю Руси. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Культура Владимиро‑Суздальской земли

В Северо-Восточной Руси было создано замечательное произведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточника».

На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Белокаменная резьба Владимиро‑Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнерусского искусства.

Под Владимиром Андрей Боголюбский основал город‑замок, названный Боголюбовом. В Боголюбове есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова-на-Нерли (1165), возведенная князем в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами. Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164). Новый владимирский Успенский собор (1158-1160), заложенный князем Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии, построенные на Руси.

Культура Новгородской земли

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. В 1292 г. новгородцы начали возводить церковь Николы на Липне, а в XIV в. на Новгородской земле создается целый ряд храмов: церкви Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374).

Во второй половине XIII — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства: малые размеры церквей, изящество форм и оригинальность декора; фасады храмовых зданий покрыты маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича; барабаны куполов опоясаны рядами кокетливых арок и треугольников; трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, — который стал в XIV-XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

В Новгороде Великом развивалась и светская архитектура, яркий пример тому — каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Характерные черты новгородской школы живописи: ясность идеи, реальность изображения, доступность (иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы»). К шедеврам Новгородской земли относятся и знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Культура Московского княжества

В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активное строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове). В 1479 г. было завершено строительство нового Успенского собора (зодчий Аристотель Фиорованти). В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую, ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV — начале XV в. работал художник Феофан Грек. Вместе с Симеоном Черным он трудился над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейший русский художник конца XIV — начала XV в. Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца расписал Троицкий собор в Троице‑Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Троица». В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.

Большого развития в XIV-XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. С образованием самостоятельных княжеств‑государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств‑государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

Культурное развитие русских земель и княжеств

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.