Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Образование и просвещение

В 1803 г. страна была разделена на 6 учебных округов, создана 4‑ступенная система образования в России. К середине XIX в. в России насчитывалось 8 университетов, 2 лицея, около 40 гимназий. В 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков, который многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны. Страх перед проснувшимся самосознанием народа после Отечественной войны 1812 г. заставил Александра I перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой был А. А. Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Правительство Николая I продолжило линию на клерикализацию школы, утверждение сословного принципа образования, установило контроль над высшей школой.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был основан Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно‑техническому и военному образованию, при его содействии открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, целью которого было воспитание «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему: духовные академии (Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно‑греко‑латинской академии, с 1842 г. открыта духовная академия в Казани) и семинарии (средние духовные учебные заведения).

Наука

Практические потребности развития производства в условиях начавшегося промышленного переворота активизировали научно‑техническую мысль. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой.

Н. И. Лобачевский построил новую, неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности; В. В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов; Б. С. Якоби вел исследования в области электрохимии (открыл метод гальванопластики). Выдающийся русский металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В. Я. Струве.

Замечательный хирург Н. И. Пирогов, основоположник военно‑полевой хирургии, в 1847 г. в Академии наук выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом.

Н. М. Карамзин написал «Историю Государства Российского» (события до 1611), в которой решающую роль в истории отводил великим людям; С. М. Соловьев — «Историю России с древнейших времен».

Т. Н. Грановский заложил основы медиевистики.

Русские путешественники

В 1803 г. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски под руководством адмирала И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка, составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен.

Ф. П. Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основатель Русского географического общества.

Г. И. Невельской сделал крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке, в 1848-1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию, открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов.

Архитектура и скульптура

Конец XVIII и начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

А. Д. Захаров возвел здание Адмиралтейства. Вместе с французским архитектором Том де Томоном они построили здание Биржи на стрелке Васильевского острова, систему Петропавловская крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут‑Малиновским.

А. Н. Воронихин, автор проекта Казанского собора (1801-1811) взял за образец собор Св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю‑де‑Толли, выполненные Б. И. Орловским.

В 40-50‑е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта («Укротители коней»), установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку; памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

С 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор в Петербурге (французский архитектор Огюст Монферран). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П. К. Клодт и художник К. П. Брюллов. По проекту Монферрана была возведена и 47‑метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади — памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.

По проектам итальянского архитектора К. И. Росси построены здания Главного штаба, Сената, Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне — Русский музей).

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара 1812 г. в Москве были возведены такие здания, как Большой театр (архитектор О. И. Бове), Манеж (тот же архитектор, инженер А. А. Бетанкур), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д. И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому (И. П. Мартос).

Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л. Н. Толстого) — строил архитектор А. Г. Григорьев.

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому.

В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839 г. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа.

В 1853 г. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда); архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. Из ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских‑Белозерских.

К. А. Тон строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения: в 1838 г. построен Большой Кремлевский дворец, в 1839 г. заложен храм Христа Спасителя.

Русская живопись

Академизм

— К. П. Брюллов (картины «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты). Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам («Осада Пскова войсками короля Стефана Батория»).

— А. А. Иванов (картина «Явление Христа народу»).

— Портретисты О. А. Кипренский и В. А. Тропинин оставили прижизненные портреты А. С. Пушкина.

Реализм

— П. А. Федотов: его картины «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» носят комедийно‑сатирический характер.

Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка

В театральной жизни России большую роль по‑прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных (М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин). Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» (сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом). На сцене московского Большого театра были поставлены оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила».

А. С. Даргомыжский (опера «Русалка») умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.

А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилев — композиторы‑любители, они родоначальники русского городского романса.

Русская журналистика

В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия», с 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости», участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой были «Санкт‑Петербургские ведомости», они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф. В. Булгарин издавал газету «Северная пчела», которая расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям. Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н. М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно‑консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений, респектабельностью и высоким уровнем публикуемых материалов. Альманах «Полярная звезда» издавался А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым, в нем сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский (но вышло всего три книги).

В начале царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления, только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью (редактор, писатель и историк Н. А. Полевой выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре). «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался Н. И. Надеждиным всего пять лет. Эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» (основал А. С. Пушкин в 1836, с 1847 г. возглавил Н. А. Некрасов), «Отечественные записки» (с 1839 г. издатель и коммерсант А. А. Краевский).

Примером издания консервативного направления может служить журнал «Москвитянин» (1841-1856) под общей редакцией М. П. Погодина, это издание, проповедующее идеи «официальной народности», создавалось при содействии С. С. Уварова. Сильной стороной «Москвитянина» была публикация источников по истории, фольклору, быту и обычаям русского народа, защита славянских народов Европы.

Литература

«Золотым веком» назван период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX в.

Основные направления:

а) романтизм — литературное направление, которое появилось после Отечественной войны 1812 г. Представителем салонного романтизма был В. А. Жуковский, гражданского — К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др. Раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова тоже связано с романтизмом;

б) во второй четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм, основоположником которого является А. С. Пушкин. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

Сатирический характер и публицистичность прослеживаются у Н. В. Гоголя («Мертвые души», «Нос», комедия «Ревизор»), М. Е. Салтыкова‑Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Для литературы XIX в. характерен особый психологизм, в ней преобладает философская, общественно‑политическая проблематика (Н. А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо?»).

Начинает оформляться критический реализм, или «натуральная школа» (Н. В. Гоголь «Шинель»; А. И. Герцен «Кто виноват?»).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.