Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

Причины подъема общественного движения: сохранение старой социально‑политической системы; нерешенность крестьянского вопроса; противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи; половинчатость реформ 60-70‑х гг. и колебания правительственного курса.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс и буржуазии. Сохранялись царистские иллюзии. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально‑этические позиции.

Консерваторы

Либералы

Социальная основа

Реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства

Обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции

Идейная основа

Теория «официальной народности»

Идея общего с Западной Европой пути развития

Основные идеи

Незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ; укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения; идеи панславизма (единение славянских народов вокруг России); отстаивание принципов патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти

Введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ; создание общероссийского выборного органа (Земского собора); расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств); политический идеал — конституционная монархия; развитие капитализма и свободы предпринимательства, ликвидация сословных привилегий, понижение выкупных платежей, неприкосновенность личности, право на свободное духовное развитие

Идеологи

К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков

К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, В.А.Гольцев, Д.И.Шаховский, Ф.И.Родичев, П.А.Долгоруков

Тактика

Реформы «сверху»

Реформы

Радикалы

Идейная основа — теория «общинного социализма».

В истории движения радикалов выделяются три этапа.

I этап: 1860‑е гг. — складывание революционно‑демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков.

Два центра радикального направления: редакция «Колокола» (А. Г. Герцен, Лондон); редакция журнала «Современник» (Н. Г. Чернышевский, Петербург). На основе идей Н. Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863), «Земля и воля» (1861-1864). В них входили Н. А. и А. А. Серно‑Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Что нужно делать войску» и др. разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе», которая предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

«Земля и воля» — первая крупная революционно‑демократическая организация. Социальный состав: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно‑революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н. Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М. Н. Катков и др.).

Во второй половине 1860‑х гг. вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Д. Каракозов, член кружка Н. А. Ишутина, в 1866 г. совершил покушение на царя Александра II. В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве организацию «Народная расправа». Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров.

На рубеже 1860-1870‑х гг. во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского оформилась народническая идеология. Сложилось два направления: революционное и либеральное.

II этап: 1870‑е гг. — оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.

М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М. А. Бакунин верил, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должна была передовая часть интеллигенции.

П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не видел у крестьянина готовности к революции, в то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны: народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. Второе «хождение в народ» — длительная агитация крестьян. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге, на площади перед Казанским собором, была проведена первая в России политическая демонстрация. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Однако суд присяжных оправдал ее. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу организации.

«Черный передел» — 1879-1881 гг., Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно‑пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля» — 1879-1881 гг., А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. Своей главной задачей они считали борьбу с правительством. Программные требования: подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, фабрик — рабочим. Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен. Этот акт привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

III этап: 1880-1890‑е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал‑демократические группы.

Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно‑просветительскую работу среди населения и с этой целью использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

В 80-90-е гг. XIX в. бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму, который привлекал идеей достижения социализма путем пролетарской революции. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно‑демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки: 1883 — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 — кружок П. В. Точисского «Товарищество санкт‑петербургских мастеровых», 1899 — группа М. И. Бруснева «Социал‑демократическое общество» и кружок Н. Е. Федосеева в Казани. Задачи: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. В период подъема рабочего движения социал‑демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.

«Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер, рабочие выдвигали лишь экономические требования. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплате заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

Промышленный подъем в 90‑е гг. XIX в. в России способствовал увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый, но слабо организованный характер, выдвигались только экономические требования. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново‑Вознесенске и Киеве. Упорная борьба рабочих летом 1896 г. и зимой 1897 г. заставила правительство пойти на уступки (был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч.) и в то же время спровоцировала усиление репрессий на марксистские и рабочие организации.

Среди оставшихся на свободе социал‑демократов во второй половине 1890‑х гг. начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган‑Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось такого направления, которое способно было осуществить эволюционную модернизацию страны, но удалось заложить основы для формирования в будущем политических партий.

Важным свидетельством нарастания социально‑политического кризиса в стране было движение демократической интеллигенции. Она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.).

Наибольшую активность проявляла молодая часть интеллигенции — студенчество. Тяжесть материального и юридического положения, антидемократическая политика правительства в области высшего образования — все это создавало почву для роста недовольства в стенах вузов. В начале XX в. значительная часть радикального студенчества перешла к открытой политической борьбе (демонстрации студентов и рабочих весной 1901 г. в Москве, всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 г.), заявила о своей солидарности с рабочим классом.

Политические партии

В конце XIX — начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал‑демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально‑оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы. Первые социал‑демократические партии начали возникать в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90‑х гг. в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» (В. И. Ленин). Попытка создать Российскую социал‑демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Делегаты съезда были арестованы. Г. В. Плеханов, Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов), В. И. Ульянов (Ленин) и др. с 1900 г. начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра». В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДРП). Программа предусматривала два этапа революции. На первом — программа минимум — реализация буржуазно‑демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором — программа максимум — осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами.

Партия социалистов‑революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В. М. Чернов. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8‑часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», т. е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. «Боевая организация партии эсеров» во главе с Г. А. Гершуни провела ряд покушений на министров и губернаторов, убила генерал‑губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и др. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Центром формирования либеральной оппозиции являлись земства и городские думы. Земцы‑либералы перешли к политической борьбе. Они организовали за границей в 1902 г. издание нелегального журнала «Освобождение». Им руководил бывший «легальный марксист» П. Б. Струве, провозгласивший необходимость борьбы против произвола правительства и деятельности радикалов. В 1903 г. возникли первые либеральные политические организации — «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». В них участвовали видные историки, юристы, философы, экономисты и публицисты (П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский и др.). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократические свободы), они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.