Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
К XVI в. сформировались особые специфические черты русского национального самосознания:
1) соединение характерной для Востока духовности, выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада;
2) коллективизм и слабо выраженное личностное сознание;
3) приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием;
4) приоритет государственных начал, интересов державы.
XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда перемешались старина и новизна, разрушалось средневековое мировоззрение, изменялась картина мира. В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее.
С XVII в. начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Россия нуждалась в реформировании, прежде всего в духовной сфере.
В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера, набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV в. ослабевает влияние местных особенностей на развитие русской культуры. Эта тенденция проявлялась:
— в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»);
— в ряде произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага («Задонщина» Сафония Рязанца);
— в устном народном творчестве, где былины уступили место историческим повестям («Песня о взятии Казани»);
— в XV-XVI вв. на первый план выдвигается летописание Москвы — Троицкая летопись 1408 г. митрополита Фотия, проводившего идею единого государства; «Летописец начала царства»; «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Написание последних летописей относится к XVII в. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
В XIV в. началось использование бумаги; на смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI в. — скоропись, близкая к современному письму.
Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI в. — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 г., когда была издана первая датированная книга «Апостол» Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре: система каналов соединяла десятки озер; мельницы, молоты приводились в движение водой; каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.
Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии, создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов — азбуковников.
Каменное строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо‑западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). С XV в. начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. Русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы: строили новые кирпичные стены и башни Кремля в XV в. при помощи итальянских архитекторов; в XVI в. сооружали вторую линию укреплений Китай‑города, белокаменных стен Белого города (современное Бульварное кольцо) под руководством Ф. Коня; возводили Земляной город (современное Садовое кольцо). Итальянские мастера участвовали в создании ансамбля Московского Кремля.
Одним из выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. Самым известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.
Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий (фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле).
В середине XVII в. создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно‑греко‑латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.
В практике XVII в. широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Закладывались основы государственной медицины, открывались первые аптеки, больницы. В XVII в. появились новые виды сочинений («Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории).
Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли. Осознание необходимости сильной власти в стране, обоснование идеи абсолютизма впервые прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Литература приобрела светский характер. Новыми жанрами были повести, мемуары и любовная лирика.
Под влиянием Запада в XVII в. появляются первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр, в котором играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. впервые был показан балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали скоморошество.
Москва становилась непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел — «Оружейной палате» в Кремле. Здесь развертывалась деятельность самого значительного живописца XVII в. Симона Ушакова (икона «Спас Нерукотворный»). Первым светским жанром, в котором начали работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица).
Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство. Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля барокко, господствующего в архитектуре Западной Европы (так называемое нарышкинское барокко). Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.
Таким образом, период XIV-XVII вв. — время складывания великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира.